В процессе подготовки к переговорам о сотрудничестве с ОПЕК, намеченным на понедельник, 24 октября, Россия пользуется схемами Ирана, Ирака и Венесуэлы, чтобы укрепить свои позиции.
Всего за несколько дней до поездки российского министра энергетики Александра Новака в Вену на переговоры, в рамках которых, вероятно, будет обсуждаться вопрос о сокращении объемов добычи, российские чиновники сделали акцент на способности России и дальше наращивать объемы добычи нефти. Их заявления перекликаются с высказываниями некоторых других членов ОПЕК, указывавших на то, что группа неверно рассчитала свои собственные объемы добычи — и это может предоставить им определенное преимущество при заключении любой сделки на поставку.
«В преддверии встреч ОПЕК большинство стран стараются завысить собственные прогнозы добычи, чтобы, когда они пойдут на уступки, эти уступки оказались бы не настолько существенными, каким они могли быть, — сказал Джеймс Хендерсон (James Henderson), старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований. — Подозреваю, Россия ведет именно такую игру».
Неожиданно договорившись в сентябре о первом за последние восемь лет сокращении объемов добычи, ОПЕК теперь пытается решить, какие ее члены уменьшат добычу и на сколько. Россия, которая соперничает с Саудовской Аравией за титул крупнейшего в мире производителя нефти, пообещала сотрудничать с ОПЕК, однако президент Владимир Путин отправлял смешанные сигналы относительно того, готов ли он уменьшить объемы добычи или же просто сохранить добычу на уровне сентябрьского постсоветского рекорда. Именно эти детали, которые должны быть окончательно согласованы на встрече ОПЕК 30 ноября, определят, сможет ли это соглашение положить конец трехлетнему периоду переизбытка предложения.
Новый проект энергетической стратегии России, опубликованный недавно на официальном сайте министерства, впервые за этот год включает в себя «оптимистичный» сценарий. Согласно этому сценарию годовой объем добычи нефти может увеличиться с 534,1 миллиона тонн в прошлом году до 555 миллионов метрических тонн или 11,1 миллиона баррелей в день уже к 2020 году, и объемы добычи стабилизируются к 2035 году. Этот сценарий сравнивается с существующим «консервативным» прогнозом, согласно которому объемы добычи уменьшатся с 548 миллионов тонн в 2020 году до 490 миллионов тонн к 2030 году.
Игорь Сечин, близкий советник Путина и глава крупнейшей нефтяной компании в России, ПАО «Роснефть», сделал еще несколько шагов вперед 20 октября, заявив, что Россия в перспективе до 2045 года сможет нарастить добычу нефти еще на 200 миллионов тонн в год или на 4 миллиона баррелей в день, если на мировом рынке возникнет такая необходимость.
Стратегические планы
Министр энергетики России отметил, что долгосрочные прогнозы не повлияют на переговоры с ОПЕК. Даже если будет достигнуто некое соглашение, России вовсе необязательно менять свою энергетическую стратегию, как сказал Новак в беседе с репортерами на энергетическом форуме в Уфе.
«Заморозка не будет длиться вечно, она будет действовать ограниченное время, возможно, в течение полугода, — сказал он. — Это никак не повлияет на наши стратегические планы».
Тем не менее, он намекнул, что краткосрочные периоды наращивания объемов добычи будут обсуждаться. По объемам добычи нефти Россия может поставить еще один постсоветский рекорд в 548 миллионов тонн или примерно 11 миллионов баррелей в день в следующем году, хотя, по словам Новака, в этот план могут быть внесены определенные поправки, если Россия заключит с ОПЕК соглашение. Согласно данным Министерства энергетики, в этом году объемы добычи в среднем составляли 10,9 миллионов баррелей в день.
«Россия пытается создать очень оптимистичную картину здоровой нефтяной промышленности», чтобы достичь своих собственных целей на предстоящих переговорах, подобно другим странам ОПЕК, как сказал Крис Уифер (Chris Weafer), партнер консалтинговой фирмы Macro Advisory в Москве. «Это очень похоже на игру в покер, когда все игроки сосредоточены на своих картах».