В декабре президент Путин должен приехать в Японию. В центре внимания находится проблема «северных территорий». Но что же будет с отношениями между Россией и Японией? Юки Накадзима и Миюки Андо поговорили с редактором Мотоки Икэда о российско-японских отношениях.
— В декабре президент Путин приедет в Японию и проведет переговоры с премьер-министром Японии Синдзо Абэ.
— Сначала премьер Абэ встретился с российским лидером в мае этого года в Сочи. Затем он провел переговоры с президентом Путиным во Владивостоке в сентябре. Тогда стороны договорились, что в декабре Путин приедет с официальным визитом в Японию. Встреча на высшем уровне пройдет в префектуре Ямагути, где родился г-н Абэ. Изначально глава России должен был посетить Японию в 2014 году. В феврале того же года премьер Абэ присутствовал на церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Тем не менее сразу же после этого Россия силой аннексировала украинский Крым. Западные страны выразили жесткий протест и ввели антироссийские санкции. Поскольку Япония присоединилась к санкциям, Путин отложил свой визит в Японию. Конфронтация между Россией и Западом продолжается и сейчас. На этом фоне активная позиция премьера Абэ привлекает особое внимание.
— Наиболее актуальной проблемой является вопрос «северных территорий»?
— Несомненно, проблема «северных территорий» будет находиться в фокусе внимания. Позиция нашей страны заключается в том, что Хабомаи, Шикотан, Итуруп и Кунашир являются исконно японскими территориями. После окончания Второй мировой войны СССР захватил их, а Россия унаследовала эти острова. До войны на островах проживало примерно 17 тысяч японцев. В настоящее время там живет столько же россиян. В 1956 году СССР и Япония восстановили дипломатические отношения. В Советско-японской декларации говорилось о том, что после заключения мирного договора Японии будут переданы острова Хабомаи и Шикотан. Тем не менее в Японии общественное мнение настаивало на возврате всех четырех островов сразу. США, находившиеся в жесткой конфронтации с СССР, также выступали против Советско-японской декларации. В 1960 году Япония и США заключили соглашение о безопасности. СССР выразил жесткий протест в связи с этим соглашением, в результате чего договор о передаче двух островов был аннулирован. После развала СССР, в 1998 году, президент Борис Ельцин посетил Японию. Он провел переговоры с премьер-министром Японии Рютаро Хасимото (Ryutaro Hashimoto) в Кавана, префектура Сидзуока. Глава Японии предложил «Каванский проект». Детали этого проекта неизвестны, однако по слухам он состоял в том, что в обмен на демаркацию российско-японской границы выше четырех островов Япония признавала административные права России. Ельцин заявил: «Япония сделала интересное предложение». Тем не менее в конце концов он не принял этот проект.
— Изменился ли ход событий после того, как к власти в России пришел Владимир Путин?
— В 2001 году прошла встреча между президентом Путиным и премьером Японии Ёсиро Мори (Yoshiro Mori). В опубликованной после этого Иркутской декларации говорилось, что Россия вновь официально признала законность Советско-японской декларации. Это означает возможность возврата островов Хабомаи и Шикотана. Президент Путин пошел на большие уступки. Тем не менее следующий премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми (Junichiro Koizumi) занял жесткую позицию: он требовал вернуть все четыре острова. Поэтому переговоры вновь зашли в тупик.
— Как Россия и Япония подходят к переговорам?
— Изначально позиция японской стороны состоит в том, что суверенитет на четыре острова принадлежит Японии. Россия настаивает, что острова стали советскими на законных основаниях по результатам Второй мировой войны и суверенитет на них принадлежит России. Если стороны будут стоять на своем, подвижек в переговорах не будет. В ходе майских переговоров в Сочи мнения сторон совпали: они согласились, что необходим новый подход. Есть возможность, что во время встречи в верхах в декабре премьер Абэ сделает совершенно новое предложение. Поскольку президент Путин пользуется большой поддержкой в России, велика вероятность, что ему удастся сдержать внутренние протесты в случае, если российская сторона пойдет на компромисс. Премьер Абэ считает, что сейчас у него есть шанс.
— Будут ли развиваться российско-японские отношения?
— Президент Путин полагает, что в условиях конфронтации с западными странами сближение с Японией — это плюс. В свою очередь премьер Абэ считает, что для того, чтобы противостоять китайской угрозе, необходимо давить на Китай, укрепляя отношения с Россией, что не помешает японо-американскому союзу. Сложно говорить о том, что в декабре будут урегулированы все проблемы, однако подвижки возможны.
Немного информации:
Ключ к переговорам — экономическое сотрудничество
Путин известен тем, что увлекается дзюдо. Комментируя проблему «северных территорий», он использовал термин из дзюдо — «хикивакэ». Российский лидер призывает урегулировать проблему способом, при котором не будет победителей и проигравших.
Его истинные намерения неизвестны, однако Путин с энтузиазмом относится к улучшению отношений с Японией. Скорее всего, глава России считает, что это принесет России определенные дивиденды.
Во-первых, уход от чрезмерной зависимости от Китая. После начала украинского кризиса Россия дистанцировалась от западных стран и при этом сближалась с Китаем. Однако в сферах экономики и безопасности не все идет гладко. Для того чтобы сбалансировать азиатскую дипломатию, необходимо присутствие Японии.
Во-вторых, велики ожидания, связанные с экономическим сотрудничеством, включая развитие Дальнего Востока. Администрация Путина, оказавшаяся в сложной экономической ситуации под влиянием низкой стоимости нефти и западных санкций, жаждет инвестиций со стороны Японии, которая обладает обильными средствами и развитыми технологиями. Именно поэтому Россия высоко оценила план сотрудничества из восьми пунктов, предложенный премьером Абэ.
Удастся ли Японии помочь Путину прочувствовать все эти выгоды? Похоже, это ключ к территориальным переговорам.
Юки Накадзима — студентка. На добровольной основе преподает японский язык иностранцам, проживающим в Японии. «Сложно передать тонкие нюансы, например использование ономатопоэтических слов», — говорит она.
Миюки Андо работает в IT-компании. Каждый раз по дороге на работу она идет по парку мимо императорского дворца. «Внешний вид растений периодически меняется, что напоминает о сезонных изменениях», — отмечает Миюки.