Двадцать третий Всемирный энергетический конгресс состоялся с 9 по 13 октября 2016 года в Стамбуле. Конгресс, который в этом году организовывал Турецкий национальный комитет (DEK-TKM), один из 93 национальных комитетов Всемирного энергетического совета, проводится с 1924 года. Конгресс, как было отмечено в итоговой декларации, «собрал в Стамбуле игроков глобального энергетического сектора». Этими игроками, разумеется, были лица, управляющие международным капиталом, и руководители некоторых государств. На протяжении этих четырех дней капиталистическая система обсуждала существующие проблемы и ломала голову над сценариями будущего.
Проблема с аккредитацией
С того дня как право на проведение конгресса было предоставлено Турции, Партия справедливости и развития (ПСР) всеми силами старалась не допустить возникновения каких-либо оппозиционных голосов против империалистической капиталистической системы. Прежде всего она с помощью пиратского пленарного комитета вмешалась в руководство DEK-TKM и устранила членов Союза палат турецких инженеров и архитекторов (TMMOB) из его состава. На конгресс, за которым следили представители многих национальных и иностранных СМИ, как и на другие подобные мероприятия, не пустили СМИ, считающиеся оппозиционными. Форму аккредитации, которая пришла на мое имя, я заполнил как колумнист газеты BirGün и отправил ее. Подтверждающего ответа не последовало. Но ничего другого я и не ожидал.
Каждый день конгресса был обозначен какой-нибудь темой. В первый день обсуждались сценарии будущего; во второй — управление ресурсами и возможности; в третий — проблемы доступа к энергоресурсам / безопасности поставок; четвертый день был посвящен Африке. И на этом конгрессе было очевидно, что спор за обладание энергоресурсами и проблемы энергетической безопасности еще долго не покинут повестки дня. А судя по тому, что темой последнего дня была Африка, становится понятно, что отсутствие почти у миллиарда людей на этом континенте доступа к энергоресурсам дает сигнал о наличии большого рынка и еще большей эксплуатации подземных ресурсов в дальнейшем.
«Турецкий поток»
На конгрессе самый заметный отпечаток оставили двусторонние соглашения и формально не достигшие какого-либо результата встречи. Были заключены межправительственные двусторонние соглашения, а также двусторонние / многосторонние соглашения между компаниями. Соглашение России и Турции по газопроводу «Турецкий поток», а также соглашение Турции и Северного Кипра о передаче электричества были важнейшими из них. Кроме того, еще одним интересным событием стало подписание саудовской Saudi Aramco с 18 турецкими компаниями, в основном из строительного сектора меморандума о взаимопонимании.
Что касается соглашения по «Турецкому потоку», подписанного с Россией, в первую очередь здесь, несомненно, нужно сказать об ожиданиях ПСР по поводу этого проекта. На самом деле «Турецкий поток» — другая версия российского проекта «Южный поток». План, который США начали реализовывать после распада Советов, и их инициатива — сначала на Кавказе, а затем на западе, — направленная на то, чтобы «оторвать Россию от ее постсоветского хинтерланда и изолировать ее», Россия встретила ответными ходами. США, которые не смогли добиться желаемого на Кавказе, повернувлись на запад и стали заигрывать с Украиной.
Украина: «выжатый лимон»
Шаги, предпринимавшиеся вместе с оранжевыми революциями, дошли до того, что в качестве оружия Украина стала использовать газопроводы на своей территории. В 2005 году и в дальнейшем такие шаги Украины, которая была важнейшим маршрутом транзита российского газа в Европу, привели к тому, что Россия стала пытаться действовать в обход Украины. Сначала она построила и ввела в эксплуатацию «Северный поток — 1», который достигает Германии по дну Балтийского моря. Затем запланировала «Северный поток — 2», с большой долей вероятности он тоже будет запущен в 2019 году. После двух этих линий, которые в общей сложности будут передавать 110 миллиардов кубометров газа, в качестве второй альтернативы был запланирован «Южный поток». Но под давлением США и стран, которые проиграли бы от этой альтернативы, сначала из проекта вышла Болгария, а затем Россия отменила его. Отменила, и что произошло? Россия, недавно «наладившая» отношения с Турцией, следующим шагом инициировала «Турецкий поток», который вытеснит «западный маршрут», идущий из Украины в Турцию. Таким образом, трубы, пролегающие через Украину, были похоронены. Украина лишилась дохода три миллиарда долларов в год за транзит газа и важного стратегического инструмента. К тому же потеряла Крым. Теперь для США Украина — выжатый лимон.
США не проглотят этот блеф
От этого проекта, однозначно, выиграет Россия; а что хотела выиграть ПСР? По «западному маршруту» Турция получала 14 миллиардов кубометров газа в год. По «Турецкому потоку» она на первом этапе будет получать 15,7 миллиарда кубометров газа. Иными словами, объем поступающего газа практически не изменится. В таком случае зачем инвестировать в такой проект? Можно сказать, что благодаря ему мы будем получать газ напрямую, минуя транзитные страны. А поскольку нам будут полагаться выплаты за транзит, этот газопровод будет поставлять для нас более дешевый газ. На самом деле Россия еще не сказала окончательного слова по поводу снижения цены. А возможную скидку в три-пять курушей, которая возникнет в результате отмены выплат за транзит, уже сейчас вырывают у нас из рук колебания валютных курсов. Иными словами, какого-либо положительного события, которое отразится на кармане населения, не наблюдается.
Итак, из-за вопроса о выдаче Гюлена, сирийской политики американцев и прочего ПСР намерена блефовать перед США, сближаясь с Россией (как она это видит). Конечно, этот блеф, как всегда, вернется к нам в виде новой дани. Кроме того, разве можно проглотить блеф, который пытаются применить и в энергетической сфере, и в торговле оружием? В прошлом такой блеф, как сотрудничество с Китаем в рамках тендера на закупку ракетных комплексов, не стерпели; вне всякого сомнения, не стерпят и этот. И еще один итог: вопрос о становлении Турции энергетическим узлом — не более чем шоу и заигрывание с трибунами.