Было время, когда Норвегия тоже была бедной страной, страной, молодежь которой пытались соблазнить другой жизнью где-то далеко-далеко. Во время великой волны переселения в Америку охотнее всего отправлялись в путь молодые одинокие мужчины.
Но было также немало и незамужних девушек, приблизительно 50 тысяч, которые эмигрировали из Норвегии в 1880-1914 гг. Многие из них не владели иностранными языками, были наивными и ехали в одиночку.
Никто не может с уверенностью назвать точное число девушек, которых обманом обрекли на ужасную жизнь. Но нет никакого сомнения в том, что их было много.
Они не знали языка и мало знали о мире
В книге «Белая работорговля», написанной журналистом-фрилансером Роалдом Рюннингом (Roald Rynning), рассказываются печальные истории о том, как норвежские девушки регулярно исчезали в Англии, на европейском континенте, а также в США.
Девушки, искавшие работу в Англии или Америке, отправлялись на пароходе в Гулль (Hull), а потом на поезде дальше — либо в Лондон, либо в Ливерпуль, где суда, направляющиеся в Америку, были готовы пересечь Атлантику.
Некоторых обвели вокруг пальца еще до отъезда из Норвегии. Некоторые стали жертвами обманщиков по дороге. Торговцы живым товаром и сутенеры были повсюду.
Обмануты частными объявлениями
Иногда их вводили в искушение маленькие и на первый взгляд невинные частные объявления в Aftenposten и других газетах.
Проблема была известна, но скоро забыта
Многие люди году примерно в 1910 высказывали подозрения по поводу этих «грязных объявлений», как их обычно называли.
«Белая работорговля»?— вот заголовок статьи в 1909 году в газете Varden, выходившей в Шиене (Skien). Газета полагала, что в газетах Кристиании (название Осло до 1925 года — прим. ред.) было удивительно много объявлений, касающихся норвежских дам, которые могли заработать в Германии до 100 и даже 200 крон в неделю.
Через год, в 1910 году, корреспондент Aftenposten опубликовал зловещий доклад из Англии «Ловушки торговцев женским товаром». По данным газеты, гуманитарная организация «Национальная организация за бдительность» помогла в том году 600 норвежским женщинам — «большинство из них приехали, чтобы работать служанками» — не стать жертвами торговцев белыми рабынями.
Погибель в Гулле
Архиепископ Йоркский критиковал в статье норвежские власти за то, что они осуществляли недостаточный контроль за девушками, которые эмигрировали.
«Хотите ли вы, чтобы эти голубоглазые девушки — светловолосые, красивые норвежские девушки — на всю жизнь оказались запачканы по дороге в Гулль?» — вопрошал архиепископ.
Порт в Гулле пользовалась дурной славой из-за напористых агентов, предлагавших помощь с багажом, поездкой на поезде и ночевками в крайне сомнительных трактирах.
Многие оказывались в Лондоне — в нищете. Газета Morgenposten писала в 1906 году о городском судье Андерсе Фэрдене (Anders Færden) из Кристиании, который отправился в Англию, чтобы побеседовать со священниками для моряков в загранплаваниях в Лондоне и Кардиффе. Фэрдена интересовало, что можно было сделать «для многочисленных молодых норвежских девушек, которые не знали ни английского языка, ни английских реалий, и в следствии этого совершенно опускались?»
Ловушки в Бруклине и Чикаго
В Америку многих девушек заманили соотечественники и ушлые агенты.
«Наши историки изначально уделяли внимание положительным сторонам эмиграции и усердным норвежцам, которыми гордилась наша нация. Тех, кто стал преступниками и убийцами, шлюхами, содержательницами борделей и сутенерами, просто не замечали, и они были забыты», — утверждает Рюннинг в своей книге.
Большинство девушек встретились с Америкой на острове Эллис недалеко от Нью-Йорка. Постепенно, когда власти города поняли, насколько уязвимы одинокие женщины, им на острове Эллис стали выдавать цветные ленточки, которые они прикрепляли к шляпкам — так христианским гуманитарным группам было легче обнаружить их на пристани.
У норвежских эмигрантов в Бруклине, в Нью-Йорке и в Чикаго не было недостатка в тайных притонах и трактирах. В 1889 году газета Skandinaven опубликовала имена норвежских женщин, арестованных во время полицейских облав в 20 борделях в Чикаго.
Немые фильмы о работорговле
Такой феномен, как «белая работорговля», стал насколько известен, что привлек к себе интерес и стал изображаться в кино, книгах и в индустрии развлечений. В 1906-1911 гг. состоялись премьеры четырех датских фильмов о торговле женщинами, пишет Рюннинг:
«Во всех этих фильмах речь шла о невинных девушках из хороших, но бедных семей, которых искусители уговорили поехать за границу, где девушки оказывались взаперти в борделях, откуда их в последний момент и вызволял герой».
Житель Суннфьорда продавал девушек, с которыми был помолвлен
Роалд Рюннинг нашел в Государственном архиве четыре толстые папки о торговцах белыми рабами, а в Национальной библиотеке обнаружился экземпляр давно забытой книги — «Белая работорговля в Европе и Америке», написанной Кристианом Стефансеном (Christian Stephansen) и вышедшей в 1913 году.
Из этой книги он позаимствовал две сильные истории, достоверность которых подтвердить трудно. Одну — о девушке из Кристиании, которую запирают в борделе в Роттердаме, а другую — о ловком торговце женским товаром из Суннфьорда (Sunnfjord), который продал черным фермерам в Техасе двух девушек, с которыми был помолвлен.
Рассказы о разбойниках, где «есть всё»: невинные девушки, плохой парень, любовь и предательство?
Да, возможно, но Рюннинг думает, что это может быть правдой. Это прискорбный факт, но продажа невест и жен практиковалась в Европе, и в США в начале XX века.
Многие продавали своих любимых девушек
Датская газета Politiken в 1911 году писала о 32 мужчинах, арестованных за подобные преступления в Германии. Один мужчина заключил брак в общей сложности с 30 женщинами, которых он после первой брачной ночи продавал в бордели. Нет ничего удивительного, что норвежцы тоже этим вдохновились и принялись подражать подобным криминальным деяниям, которые обещали легкие деньги, говорит Рюннинг.
Мужественные феминистки вставали под знамена борьбы против трафика.
Общество, созданное четырьмя норвежскими женщинами в 1886 году, называлось «Подруги молодых женщин». Целью общества было повысить безопасность девушек-эмигранток в поездках. Тура Рэдер (Thora Ræder) в Кристиании, Марие Брюн (Marie Bryn) в Трондхейме, Абба Григ (Abba Grieg) в Бергене, Лаура Монсен (Laura Monsen) в Ставангере и Маргарете Хольсен (Margarethe Holmsen) в Кристиансанне открыли информационные бюро для девушек-эмигранток.
Борьба женщин в период до и после расторжения унии со Швецией
Норвежский национальный комитет борьбы против белой работорговли был создан в 1905 году. Его борьба была более системной: читались доклады, издавались и раздавались брошюры, комитет направлял сотрудников в порты и на вокзалы, а также имел также собственные информационные бюро.
Председательницей общества была избрана Фредрике Марие Квам (Fredrikke Marie Qvam), которая боролась за права женщин и была пионеркой в борьбе за предоставление женщинам избирательных прав. Секретарь комитета адвокат Элисе Сем (Elise Sem) работала в информационном бюро по адресу улица Карла Юхана, дом 10 в Кристиании.
Мало что изменилось
Из одного из соседних домов по адресу улица Карла Юхана, дом 16 сегодня руководят проектом ROSA, цель которого — помочь женщинам, ставшим жертвами международной торговли людьми. ROSA — это аббревиатура норвежских слов, означающих «восстановление», «место жительства», «безопасность» и «помощь», организация была создана в 2005 году и, если верить ее же сайту, помогла примерно 500 женщинам вырваться из рук работорговцев, а также поддерживала контакты с более чем 1000 человек из 52 разных стран.
Самая большая группа, которой занимается ROSA — это девушки из Нигерии, большинство других — из Румынии, Болгарии, Албании и с Филиппин.
Исторические параллели очевидны
«Поражает сходство между историей о бандерше Регине Джонсон (Regina Johnson), которая обещала норвежке Марие Халворсен (Marie Halvorsen) бесплатный переезд и работу в Нью-Йорке, и историями о девушках, которым сегодня обещают лучшую жизнь в Норвегии. Они верят, что будут работать либо в сфере обслуживания, либо в качестве прислуги, либо в модельном бизнесе», — пишет Роалд Рюннинг:
«Как и когда-то раньше, у девушек отбирают паспорта, им угрожают, их избивают и насилуют, держат взаперти и морят голодом, пока они не начинают делать то, чего требуют торговцы женским товаром».