На первый взгляд, поведение России под руководством Путина напоминает поведение СССР, но есть и важные различия. Во-первых, международный статус России, несмотря на прогресс, достигнутый в разных сферах в последнее время, не может сравниться с геополитической и военной мощью Советского Союза тех времен. Во-вторых, если в то время Москва руководствовалась идеологией, по крайней мере, для вида, пыталась убедить мир (и, возможно, себя) в преимуществах коммунистической экономической модели по сравнению с системой свободной экономики. Идеология новой современной России заключается в восстановлении статуса великой державы наравне с США, даже за счет длительного конфликта с Вашингтоном.
Во время Холодной войны было несколько моментов, когда она могла прейти в «горячую» — Война Судного дня, советская блокада Берлина, Карибский кризис. Сегодня тоже есть военный аспект, в частности, расширение присутствия российского флота в Средиземном море, размещение российских ракет в Тартусе и недавнее сообщение о проведении российско-египетских военных учений (при этом Египет продолжает получать щедрую военную помощь от США). Но все это до сих пор не превратилось в настоящую угрозу начала войны, и, надо полагать, Россия признает полное военное превосходство США.
В той Холодной войне Ближний Восток играл ведущую роль. Сегодня он тоже занимает важное место. Но заметна существенная разница между прошлой и нынешней ситуацией. Коммунистическая Россия, в частности, в эпоху Сталина, относилась к сионизму с долей безумия, видя в нем угрозу режиму и коммунистической идеологии. Более того, Давид Бен-Гурион однозначно поместил Израиль в западный лагерь, и страна невольно оказалась в центре противодействия разных сил в регионе. СССР оказывал военную и политическую поддержку радикальным арабским режимам, а также палестинцам, а США играли роль защитника Израиля. Этот этап завершился победой Израиля и американского оружия в войне Судного дня и переходом президента Египта Анвара Садата в западный лагерь (хотя Москва и ее сателлиты продолжили оказание помощи палестинским террористам).
В нынешнем противостоянии сверхдержав на Ближнем Востоке ситуация иная. Это верно как для Израиля, поддерживающего нормальные, можно даже сказать, дружественные отношения с путинской Россией, так и для разных игроков в арабском и исламском мире. Еще один фактор — политика Соединенных Штатов, позволивших России играть все более и более активную роль в регионе в целом и в Сирии в частности. До сих пор эта ситуация не повредила ни отношениям между Иерусалимом и Москвой, ни возможностям израильской армии бороться с угрозами безопасности страны. Израиль хотел бы, чтобы так шло и дальше.
Куда больше опасений вызывает экспансия Ирана в регионе. Иногда кажется, что американцы и русские соревнуются за звание лучшего друга Ирана. Вашингтон не обращает внимания на нарушения в области иранской ракетной программы и на то, что Тегеран — главный союзник Башара Асада. Россия сотрудничает с Ираном не только в Сирии, но и в области ядерной энергетики («исключительно в мирных целях») и в сфере поставок зенитных ракет. Вот так выглядит нынешняя Холодная война. Израиль будет стараться, чтобы и эта война обошла его стороной.