Все с удовольствием посмеялись над решением Кремля отправить свой дряхлый ржавый авианосец через Ла-Манш в помощь российской военной операции в Сирии.
В изобилии рассказывали истории о множестве недугов, поражающих Адмирала Кузнецова, судна весом в 55 тысяч тонн, последнего унаследованного с советских времен российского авианосца, который, проходя через Дуврский пролив, выпускал отвратительные клубы черного дыма.
Сантехника на корабле, как нам рассказывают, столь плоха, что некоторые туалеты просто не работают, что, конечно, говорит о далеко не идеальных условиях там, где команда из 2 тысяч человек должна проводить в море целые месяцы. Серьезные технические проблемы с паровыми турбинами, движущими корабль, подразумевают, что его должен сопровождать океанский буксир — просто на случай поломки авианосца.
После того, как мне однажды довелось посетить российскую военно-морскую базу Северного флота в Мурманске (вскоре после прихода к власти Владимира Путина), я бы не сказал, что я сильно удивлен несколько нелестными оценками российской военно-морской мощи. Во время ужина местный капитан был настолько одурманен внушительными количествами выпитой водки, что ему едва удалось окончить речь, обращенную к собравшимся гостям.
Это натолкнуло меня на мысль, что если российское высшее командование ведет себя так, то угроза со стороны России является не более чем националистическим сотрясанием воздуха.
Поэтому, по мнению многих, переход Адмирала Кузнецова в восточное Средиземноморье лишь подтверждает гипотезу, что, несмотря на всю браваду президента Путина, сегодняшняя российская армия не идет ни в какое сравнение с советской.
Учитывая вышесказанное, со стороны правительства было бы слишком опрометчиво недооценивать способность русских к вредительству, даже если принять во внимание их ограниченные военные ресурсы.
Незаконная аннексия Москвой территории в Грузии и на Украине, как и ее жестокое нападение на повстанческие силы в Сирии — это часть плана господина Путина по превращению России в одного из ключевых игроков на мировой сцене. А когда Америка парализована жутким зрелищем, в которое превратились нынешние президентские выборы, кто ручается, что оппортунист Путин не захочет предпринять очередную военную авантюру, быть может, сосредоточив на сей раз свое внимание на уязвимых государствах Прибалтики?
Чтобы предотвратить дальнейшие российские захваты, однако, нам потребуется возможность самостоятельно дать мощный военный отпор, что вследствие значительного сокращения оборонного бюджета силами тори стоит под большим вопросом.
Можно сколько угодно хихикать над несуразностью российского ветхого авианосца. Зато у русских он есть, чего нельзя сказать о нашем Королевском военном флоте, авианосные мощности которого пребывает сейчас в вынужденном «отпуске» в результате пересмотра правительством оборонного бюджета в 2010 году.
От большого ума авторы этой пародии на национальную оборонную доктрину утверждали, что Британия не подвергнется в обозримом будущем никакой реальной угрозе, и мы можем позволить себе сдать на металлолом авианосцы класса Invincible и их проверенные временем самолеты Harrier. Руководствуясь той же порочной логикой, они расправились с морской патрульной авиацией, нашей первой линией защиты в обороне ядерного флота Trident от непрошеного внимания со стороны российских субмарин.
Слава богу, некоторые пробелы восполняются в результате появления новых денег, выделенных благодаря докладу по вопросам обороны 2015 года. Он позволил Министерству обороны потратить 3 миллиарда фунтов стерлингов на девять самолетов Boeing P-8a Poseidon, которые помогут защитить новое поколение субмарин Trident, а также два новых авианосца Queen Elizabeth.
Доклад 2015 года обеспечил также финансирование для закупки достаточного количества многофункциональных боевых самолетов Lockheed Martin F-35, благодаря которым авианосцы станут реальной военной мощью.
На самом деле министры говорят, что несмотря на сделанные в прошлом ошибки, нынешние условия финансирования армии, гарантирующие затраты на оборону, равные 2% ВВП, существенно поспособствуют восполнению причиненного ущерба и позволят Британии вновь претендовать на статус ведущей военной державы.
Эти оптимистичные прогнозы, однако, не разделяет военное командование, утверждающее, что годы урезания бюджета превратили оборону в нулевую силу, которой сложно будет противостоять будущим российским угрозам. Другое замечание состоит в том, что, несмотря на желание правительства купить новое сложное вооружение, многое из этого набора в течение нескольких лет не будет доступно. Например, P-8 попадут в армию только в 2019 году, в то время как новые авианосцы будут приняты в эксплуатацию только в 2020 году.
Разумеется, учитывая известную склонность России использовать любую брешь в вооружении западного альянса, нам нужно основательно задуматься, можно ли оставлять текущее положение вещей без изменений.
Я слышал, к примеру, что можно запустить в эксплуатацию один из наших авианосцев к 2018 году, даже если это подразумевает необходимость запуска с его палубы военных самолетов американской морской пехоты. Это далеко от идеала, зато мы покажем Москве, что, по крайней мере, если речь идет об авианосцах, Королевский морской флот все еще является той силой, с которой необходимо считаться.