Ни малейшего страха. Когда Французская фармацевтическая компания Biocodex решила обосноваться на Украине в октябре 2014 года, в стране шел кровопролитный вооруженный конфликт с донбасскими сепаратистами и бушевал сильнейший экономический кризис. ВВП покатился вниз, гривна потеряла две трети стоимости, а инфляция резко усилилась. «Это был очень рискованный шаг без гарантии успеха», — признает сегодня директор по развитию на Украине Од Бокле (Aude Boclé).
Начало выдалось «сложным», но теперь дела идут «лучше, чем ожидалось». В 2016 году оборот вырос на 70%. В следующем году предприятие, у которого насчитывается 23 сотрудника в Киеве, намеревается удвоить продажи. «Это большой рынок, несмотря на территориальные потери, страна, которой не просто меняться, но хочется сблизиться с Европой. И там ценят французскую продукцию».
Успех Biocodex играет на руку Украине, которая отчаянно ищет инвесторов. Национальная экономика начала вставать на ноги, но впереди еще огромный путь. Чтобы улучшить имидж в глазах иностранных инвесторов, Киев проводит все новые международные форумы. В 2015 году они состоялись в Вашингтоне и Берлине, а 28 октября в Париже пройдет экономическая конференция, на которой представят перспективы украинского рынка.
У французских предприятий уже имеются там прочные позиции. Компании всех масштабов занимаются розничными сетями, банковской сферой и, разумеется, агропромом, визитной карточкой страны черноземов. Франция является пятым по значимости иностранным инвестором на Украине и напрямую создала там порядка 25 000 рабочих мест.
Кризис не заставил 160 работающих в стране компаний уйти, но, конечно, оставил свой след. «Потребление резко упало, были потеряны Крым и Донбасс: за последние два года наши предприятия лишились, как минимум, 15% оборота», — отмечает президент Франко-украинской торгово-промышленной палаты Тома Моро (Thomas Moreau).
В 2015 году война на востоке заставила Auchan отказаться от использования гипермаркета в Донецке, крупнейшего в регионе. Непросто складывается ситуация и для Air Liquide, которая два года назад построила там завод по производству кислорода. Он продолжает работать, но компания приняла дополнительные меры для обеспечения безопасности 27 своих сотрудников.
Хотя конфликт напрямую не создает трудностей на остальной части Украины, резкое падение покупательной способности отразилось на всех предприятиях. Тогда зачем оставаться? «У страны все еще большой потенциал: рынок в 44 миллиона потребителей, треть мировых черноземов, не задействованное на полную мощность сельское хозяйство, — перечисляет Тома Моро. — Мы не собираемся уходить, чтобы вернуться через три года, когда станет полегче».
Зарплаты, как в Китае
Для некоторых предприятий кризис открывает новые возможности. Раз Украина перестала закупать российский газ, французская Engie стала для нее главным поставщиком и теперь обеспечивает 10% всего потребления. Продажи Atlantic, которая занимается электрообогревателями и работает на Украине с 2007 года, тоже пошли в гору. Продукция предприятия воспринимается как «эффективная альтернатива», — отмечает Давид Лоффредо (David Loffredo) из ее международного отдела. Atlantic наняла в Одессе 180 человек и подчеркивает компетентность и вовлеченность сотрудников.
«Местное население хорошо образовано, — подтверждает Франси Малиж (Francis Malige), директор по Центральной Европе и Кавказу Европейского банка реконструкции и развития. — Есть у страны и другие преимущества: уровень зарплат, близкий к китайскому, и расположение в Европе, всего в дне езды от Германии». На западе страны начинает формироваться промышленное полотно. У французского производителя проводки Nexans там уже есть два завода, а сейчас он строит третий.
Однако инвестировать на Украине все еще страшно. Причем не только из-за соображений безопасности и экономики. Долгие процедуры, бюрократия, неравное применение законов… «Пусть тут и был достигнут некий прогресс, коррупция и ненадежность все еще отпугивают инвесторов», — признает Франси Малиж.
«Привлекательность страны опирается отчасти на начатые реформы и отчасти на обещания, — дополняет экономический советник французского посольства в Киеве Венсан Пренго (Vincent Pringault). — Украина может еще много лет оставаться страной с большим потенциалом, но так и не реализовать его. Но именно этот период преобразований открывает возможности, за которые нужно ухватиться»