После прекращения существования возглавлявшихся коммунистами стран Восточной Европы и роспуска Варшавского пакта, мир вздохнул с облегчением, и все мы почувствовали, что больше уже не будем находиться на грани ядерного Армагеддона. Эскалация активности НАТО после окончания холодной войны и окружение России вновь грозит вернуть нас к тем опасным временам. Не нужно быть апологетом Путина для того, чтобы понять следующее — Россию демонизируют, а недавнее усиление военных контингентов НАТО в Эстонии и в Румынии лишь усиливает в России страх относительно намерений Запада и повышает опасность возникновения конфликта.
Идея относительно того, что путинская Россия представляет собой угрозу для Западной Европы, является мифом, состряпанным Соединенными Штатами и военно-промышленным комплексом для того, чтобы укрепить свою гегемонию в мире. Эффективная российская интервенция в Сирии, целью которой является поддержка Асада и предотвращение победы сил исламского фундаментализма, не вписывается в сценарий, написанный Соединенными Штатами и их союзниками, и поэтому вновь возникает твердое желание их наказать — это исключительно опасная тактика, которая может вызвать ответную реакцию и привести к катастрофе. Нам нужно потребовать, чтобы наше правительство не играло никакой роли в этой ненужной эскалации.
Джон Грин (John Green) Лондон
Вы сообщили о том, что «напряженность между членами НАТО и Россией увеличилась после аннексии Москвой Крыма в 2014 году и сползания Украины к гражданской войне». Я хотела бы подчеркнуть важность использования правильных формулировок при описании ситуации в восточной Украине для того, чтобы читатели не были введены в заблуждение относительно реальных причин этого конфликта.
Международное сообщество, включая такие организации как ООН, Евросоюз, ОБСЕ и Совет Европы, однозначно заявили о том, что именно российская агрессия против Украины привела к незаконной аннексии Крыма и к военной агрессии на востоке Украины. В целом, Россия оккупировала 47 тысяч квадратных километров украинской территории, и это больше, чем территория некоторых европейских государств.
Наталья Галибаренко (Natalia Galibarenko) Посол Украины в Соединенном Королевстве
Ваша статья «Холодная война 2.0» (Cold war 2.0), опубликованная 25 октября, наводит на мысль о том, что «расширенные санкции могут ослабить власть Путина». У меня сложилось впечатление, что такого рода политика Запада в отношении России проводится уже в течение более десяти лет, и в этот период рейтинг популярности президента Путина не опускался ниже 60%, а в настоящее время он «прозябает» на уровне 82%. Кажется, Эйнштейн определил безумие как «бесконечное повторение одного и того же действия в ожидании других результатов».
Пол Хьюитсон (Paul Hewitson) Берлин, Германия
В вашей статье «Холодная война 2.0» говорится о «следующем дне после аннексии Россией украинского Крыма». Однако, как сообщалось в то время, Парламент Крыма заявил о своей независимости от Украины по результатам проведенного плебисцита, а затем обратился в российскую Думу с прошением о том, чтобы Крым вновь был включен в состав России, и эта просьба была соответствующим образом удовлетворена. Можно одобрять или не одобрять то, как все это произошло, однако этот процесс отличается от того, каким его представляют ваши авторы.
Профессор Робин Милнер-Галланд (Robin Milner-Gulland) Вашингтон, Западный Суссекс