Рим. Историческое событие в Черногории: противоречивый, влиятельный премьер Мило Джуканович (Milo Djukanovic), управлявший этой маленькой страной после распада Югославии, объявил, что не будет выдвигать свою кандидатуру на пост премьер-министра. Его наместником от социал-демократической партии, представляющей относительное большинство, бессменным лидером которой был Джуканович, стал Душко Маркович (Dusko Markovic), правая рука Джукановича и его доверенное лицо.
Пока не совсем ясно, отойдет ли Джуканович после отставки (добровольной или вынужденной) от политики, или, как считают некоторые, попытается остаться лидером партии, управляя действиями правительства и политической жизнью из-за кулис.
Так подходит к концу одна из наиболее обсуждаемых и удивительных политических карьер в условиях постоянной нестабильности на Балканах после распада Югославии. Джуканович держал в своих руках власть над этим маленьким государством в течение четверти века. Он только что одержал победу на парламентских выборах 16 октября, не получив, однако, абсолютного большинства голосов.
Его наместнику Марковичу придется, таким образом, попытаться сформировать новое правительство путем достижения соглашений между немногочисленной социал-демократической партией и политическими силами, которые в парламенте, в маленькой столице Подгорице, представляют национальные меньшинства. В частности, было бы желательно, по мнению наблюдателей, улучшение отношений с политическими силами, связанными с гражданами Черногории сербского происхождения, учитывая центральную и положительную роль «новой Сербии, управляемой молодым либеральным проевропейским реформатором Александром Вучичем (Aleksandar Vucic).
Вучич, в самом деле, решительно настроенный привести Сербию в Евросоюз, сохраняя при этом ее нейтральную позицию, предложил также (кстати, в недавнем интервью нашему изданию) создать единый рынок между разными частями бывшей Югославии для оказания взаимной помощи в развитии, движении к ЕС, восстановлении того, что можно восстановить от промышленного, развитого, открытого к мировой экономике государства, «доставшегося нам, всем бывшим югославам, от маршала Тито, которое Милошевич, в первую очередь, и все остальные вместе с нами разрушили».
Планы Вучича можно только похвалить, но они не встретили никакого одобрения со стороны Джукановича. Бывший влиятельный черногорский лидер предложил избирателям перспективу вступления не только в ЕС, но и в НАТО, что бы вызвало серьезные геополитические разногласия и напряжение с Россией и славянофилами. Он также придавал большое значение уникальному разоблачению, о котором объявили черногорские спецслужбы как раз в день голосования, призрачной «сети сербских террористов, готовых похитить черногорского лидера, совершить террористические акты и спровоцировать вооруженные столкновения». Одним словом, он разыграл карту национализма, всегда приводящую к летальным последствиям в бывшей Югославии. На требования объяснений со стороны Белграда (который тут же заявил к своей непричастности к фантомной сети) Подгорица ответила полным молчанием. Впоследствии речь о террористах уже не заходила, что уже говорит о подозрительности этого дела.
В течение многих лет Джукановича обвиняли в коррупции и в авторитарных методах, используемых в отношении СМИ и общественных организаций. Однажды на пресс-конференции на вопрос корреспондента польской либеральной ежедневной газеты Gazeta Wyborcza, боится ли он расследований судебных органов в отношении себя, он ответил: «Нет, с чего мне бояться судей? Я же сам их всех назначил».