Pussy Riot не склонны смягчать свою риторику. Однако когда этой весной одна из основательниц группы Надежда Толоконникова начала записывать песню о Трампе, она, для разнообразия, решила обойтись без мата. Дело, по ее словам, было в политическом расчете. Русский панковский коллектив хотел, чтобы к песне прислушался как можно более широкий круг американских избирателей, включая тех, кого ругательства могли бы оскорбить.
«Конечно, мы хотели просто сказать: „На… Трампа!“ — сообщила Толоконникова TIME перед назначенным на четверг выходом нового сингла „Вернем Америке величие“ („Make America Great Again“). — Но мы этого не сделали. Нам хотелось, чтобы наше сообщение дошло и до людей, не столь эстетически радикальных, как мы, Pussy Riot».
Это не первая попытка группы повлиять на выборы. Прославившее ее в 2012 году видео было направлено против Владимира Путина, который в том году как раз переизбирался на пост российского президента. Именно за это видео Толоконникова и еще одна из участниц Pussy Riot Мария Алехина отправились на два года в тюрьму по обвинению в хулиганстве.
С американской политикой они впервые столкнулись вскоре после своего освобождения из российского лагеря. В ходе поездки в Нью-Йорк в 2014 году, они встречались с Хиллари Клинтон на саммите «Женщины в мире». Говорили они в основном о гендерных вопросах. Бывшая госсекретарь похвалила Pussy Riot за их отважную активистскую деятельность в России. Впрочем, это восхищение не было взаимным. Хотя Толоконникова известна в первую очередь защитой прав женщин и ЛГБТ-сообщества, она — убежденная левая. Поэтому она надеялась, что от Демократической партии будет баллотироваться сенатор Берни Сандерс (Bernie Sanders). «Скажем так, его программа мне больше нравилась, — говорит она. — Но не будем об этом — сейчас от таких разговоров один вред».
Вместо этого она предпочитает фокусироваться на опасности прихода Трампа к власти. В клипе эта перспектива приобретает явные антиутопические черты. Хотя, по стандартам Pussy Riot, текст песни относительно безобиден — самая скандальная строчка в ней: «Хватит убивать черных детей», — однако о видеоряде этого никак не скажешь. Под властью Трампа американская полиция превращается в подобие гестапо — полицейские выжигают на теле Толоконниковой ее предполагаемые прегрешения, насилуют ее, а потом убивают.
«Мы хотели продемонстрировать, что слова Трампа — это не просто слова, — объясняет она. — Эти слова ведут к насилию, и именно поэтому их выжигают на моем теле».
Поставленный Юнасом Окерлундом (Jonas Åkerlund) клип «Вернем Америке величие», работа над которым началась в мае, — часть трилогии, над которой Pussy Riot работали большую часть этого года. Остальные два песни, также вышедшие на этой неделе, — это «Органы» («Organs») — кровавый клип, препарирующий властную и силовую систему путинской России, — и разухабистая феминистическая «Прямо из вагины» («Straight Outta Vagina»), которую многие тоже восприняли как выпад против Дональда Трампа.
На фоне сделанных в 2005 году пресловутых высказываний кандидата о том, что известность дает ему право «лапать „киски“», такая интерпретация кажется Толоконниковой вполне допустимой — особенно, если она уменьшит шансы Трампа занять Овальный кабинет. «У нас уже есть президент-мачо в России, — говорит она. — И нам совсем не нужно, чтобы в Америке президентом стал еще один мачо».
Хотя сама Толоконникова не может голосовать на американских выборах, влияние Pussy Riot на молодых избирателей может помочь склонить чашу весов в пользу Клинтон. «Те, кого вы, американцы, называете миллениалами», — это около 75 миллионов потенциальных избирателей, заметила она. При этом к Клинтон американская молодежь относится без энтузиазма, и Толоконникова, исходно поддерживавшая Сандерса, может ее понять. «Но, на мой взгляд, сторонники Сандерса, которые теперь отказываются поддерживать Клинтон, делают ту же ошибку, которую делают многие в России, — говорит она. — Они сидят и ждут, когда придет мессия и все исправит. Но так не бывает».
При всех недостатках программы Клинтон, бывшая госсекретарь в ходе кампании заметно сдвинулась влево и частично приняла на вооружение риторику Сандерса. Одного этого было бы уже достаточно, чтобы заслужить поддержку со стороны Pussy Riot, но знаменитую внимательность Клинтон также не стоит сбрасывать со счетов. Когда в 2015 году группа посетила Фонд Клинтонов, Хиллари вышла к ним со словами: «Мои любимые русские феминистки!»
Толоконниковой это кажется несколько подозрительным. «Очень сомневаюсь, что она, действительно, помнит, кто мы такие, — заметила она. — Однако у нее есть помощники, которые подсовывают ей шпаргалки и подсказывают, что это — русские феминистки. На самом деле, это здорово! Это значит, что она хорошо готовится». Что ж, когда эти помощники посмотрят новый клип Pussy Riot, они, может быть, даже пришлют группе благодарственную открытку.