«Антироссийские настроения нарастают в Белоруссии. Действия России на Украине напугали всех», — говорит представитель оппозиции.
Политолог Александр Федута признает, что в Белоруссии нарастают антироссийские настроения. В то же время руководство страны не хочет отдаляться от Москвы, так как опасается, что это негативно скажется на экономических отношениях.
«В России понимают, что президент Александр Лукашенко находится на коротком поводке, и это объясняется не только поставкой энергоносителей из Москвы, но и зависимостью всей экономики. Как только рынки Москвы закроются, спроса на наши продукты не будет», — заключает Федута.
Федута хорошо знаком с политическим полем Белоруссии, так как в 1994-1995 годах он был начальником Управления общественно-политической информации Администрации президента.
В 2010 году Федута работал в предвыборном штабе кандидата в президенты от оппозиции Владимира Некляева, когда его арестовали. Тогда Международная амнистия признала его узником совести. В следственном изоляторе он провел три месяца прежде чем был приговорен к двум годам лишения свободы условно.
Сейчас Федута работает в оппозиционной газете «Народная Воля», являясь ее корреспондентом в Киеве. Журналисты финского издания Suomen Kuvalehti встретились с ним в Минске.
Федута подчеркивает, что у Украины есть много такого, что может заинтересовать Запад. Он перечисляет продукты питания, авиационную промышленность, газопроводы, по которым российский газ поступает в Европу.
У Белоруссии таких карт нет, потому что транзит газа через Белоруссию незначителен.
«После того, как проложили газопровод по дну Балтийского моря, наша нитка грозит превратиться тупиковую», — говорит Федута.
«Если балтийский газопровод заработает на полную мощность, Белтрансгаз, являющийся дочерним предприятием Газпрома в Белоруссии, можно будет закрывать. Лукашенко просто не может искать защиты на Западе. Если он двинется в этом направлении, произойдет более серьезная экономическая катастрофа, чем это случилось на Украине».
Несмотря ни на что, по мнению политолога, Лукашенко использует любую возможность улучшить отношения с Западом и ослабить зависимость от России.
«Когда приоткрывается любая щель для развития отношений с Западом, Лукашенко точно знает, как в нее пролезть. С другой стороны, Лукашенко шантажирует как Запад, так и Россию: если на нас будут давить, мы будем сближаться с Западом».
Присоединение Крыма к России пошло на пользу руководству Белоруссии. Лукашенко перестал быть последним диктатором Европы.
По мнению Федуты, оппозиция попала в свою же ловушку.
«Надо ли будет с оружием в руках идти защищать Лукашенко, если специальные войска России нападут на его резиденцию в Дроздах и повторится то, что произошло во дворце президента Афганистана Хафизуллы Амина в 1979 году?»
Амин был тайно убит в Кабуле в декабре 1979 года.
Политолог описывает сложившуюся ситуацию таким образом: «Белорусская оппозиция рассуждает в таком духе: «Лукашенко — это сукин сын, но наш сукин сын». Их оппоненты же исходят из того, что с Лукашенко идет борьба уже многие годы, и ее надо продолжать».
«У нас этот лозунг оказался правдивым. Прошлогодние президентские выборы проводили в таком духе. Значительная часть оппозиции поняла, что сейчас не стоит раскачивать лодку, и что мы все можем нахлебаться воды».
Федута проводит параллель с лозунгом, который российский писатель Дмитрий Быков придумал в качестве пародии на лозунги оппозиции во время ее выступлений в 2011 году на Болотной площади в Москве: «Не раскачивайте лодку, нашу крысу тошнит».
«В первый раз Лукашенко не пообещал народу ничего, только сказал, что будет мир, и все».
К удивлению, нынешняя политика российского президента Владимира Путина выгодна лично Лукашенко — в отличие от страны.
«Вкладывают туда, где существует действующая правовая система и защита собственности, где есть газеты, в которые можно написать. Гораздо безопаснее вкладывать и строить что-нибудь на Украине. В Белоруссии появляются только малые предприятия, которые не создают много рабочих мест», — считает Александр Федута.
«Арест на трехмесячный срок и содержание под домашним арестом в Белоруссии владельца и тогдашнего генерального директора российского завода калийных удобрений «Уралкалий» Владислава Баумгертнера свидетельствует о том, что ни в чем нельзя быть уверенным».
Так как диктатура не может заполучить значительные западные инвестиции, у нынешней администрации нет другого пути, кроме обращения к рынкам России.
Поэтому в Белоруссии страдают от российского экономического кризиса.
«В стране кризис и доходы падают, — подчеркивает Федута. — Лукашенко связал страну таможенным и экономическим союзом стран ЕАЭС, которым руководит Путин. Теперь уровень жизни резко упал».
«Лукашенко построил своего рода модель паразитирующей экономики, когда полученные из России дешевые энергоресурсы продаются на Запад. Основой нашего бюджета всегда была продажа продуктов нефтепереработки на Запад, но цены снизились, и спроса нет».
Когда Россия ввела свои санкции и запретила импорт продовольственных продуктов из стран ЕС, стали ходить анекдоты о том, что креветок теперь ловят в Белоруссии. Причиной анекдотов был ввоз продуктов питания из стран ЕС в Россию через Белоруссию.
По мнению Федуты, это не помогло экономике страны.
«Страна не разбогатеет от смены этикеток. От этого разбогатеют олигархи, за спиной которых стоит согласие государственной машины и связи на российском рынке. Экономика Белоруссии базируется не на креветках, а совсем на других товарах, сбыт которых серьезно пострадал».
«В Белоруссии нет политиков или политических сил, которые бы разжигали антироссийские настроения», — уверяет Федута. Россия сама их создает.
«Государства, ставшие самостоятельными после распада Советского Союза, не были созданы для того, чтобы присоединиться к России на более жестких условиях, чем в советские времена. Украина никогда не стала бы противником России, если бы Россия не спровоцировала этого».
«Так же и с нами. Мы живем по большей части за счет доходов, получаемых от транзита газа и товаров. Ухудшение отношений России с Западом ударяет и по Белоруссии. Поэтому мы, хотим мы этого или нет, заинтересованы в том, чтобы Россия не осталась в изоляции. Любой белорусский политик понимает это».
Действия России на Украине все же всех напугали.
В то же время, по словам Федуты, Россия превращается из благотворителя и дойной коровы в угрозу, и именно угрозу национального самосознания.
«Все бароны, появившиеся в постсоветское время, так же, как и вся государственная машина Белоруссии, находятся в страхе. Если Россия начнет говорить на языке силы, простора для действий станет меньше. Лукашенко отлично понимает это и не желает этого».
По мнению политолога Александра Ведуты, в России отрицательно относятся к тому, что в Белоруссии начали больше говорить на своем родном языке — белорусском. Также вызывают раздражение белорусские флаги, которые появляются все чаще.
Федута напоминает, что нарастающие в Белоруссии антироссийские настроения являются не результатом действий каких-либо антироссийских сил, а последствием внешней политики, проводимой Россией и поведением граждан России за рубежом.
«В Витебске вблизи границы с Латвией и Россией устраивают корпоративы сотрудников Газпрома или какой-то другой крупной российской компании. Все присутствующие слышат и видят, как высокопоставленные сотрудники открыто издеваются и смеются над текстами, написанными на белорусском языке. Витебск — абсолютно русскоязычный город».
«Как тамошние жители должны после подобного относиться к России? А как надо относиться к России, если дешевые белорусские отели просто невозможно отмыть после того свинства, которое русские устраивают там во время встречи Нового года?
Сентябрьские парламентские выборы в Белоруссии проходили в атмосфере лавирования между Западом и Россией.
По словам Федуты, «последнему диктатору Европы» очень важно получить от Запада признание того, что страна идет по пути демократии.
«Выборы продемонстрировали, что в стране есть оппозиция. Во время предвыборной кампании представителей оппозиции допустили до телевидения, каждому депутату предоставили пять минут».
Федута сравнивает эти выборы с президентскими выборами 2010 года, когда пять кандидатов угодили в тюрьму. С ним произошло то же.
«Это был хороший урок, никто больше не хочет в тюрьму. Конечно, есть и такие, которые ввязались бы в борьбу, если бы выборы проводились по-настоящему. На практике этого не происходит. Подсчет голосов не прозрачен».
До проведения выборов распространили исследование приближенного к руководству Белоруссии источника об угрозе Белоруссии и Западу, исходящей от России.
«Цель заключается в том, чтобы запугать Запад и получить признание легитимности белорусских властей и признание их как почти демократических. В качестве рычага используются российские авиабазы, которые Путин хотел бы разместить в Белоруссии».
Ситуацию с правами человека в Белоруссии Федута считает плохой, даже хуже, чем в России.
«В России на выборах идет борьба между олигархами, но это реальная борьба. В Белоруссии только один олигарх — государство».
«В России можно писать о деньгах Путина. О личных доходах Лукашенко мы не знаем ничего. У нас нет борьбы между силовыми министерствами и нет необходимости в утечке информации и ее публикации в газетах».
Лукашенко гордится тем, что оппозиционная газета продается в киоске около здания Администрации президента. Федута не отрицает этого.
«Так и есть. В стране проживает 10 миллионов человек, а тираж всех оппозиционных изданий менее 60 тысяч экземпляров. Тираж газеты Администрации президента составляет 400 тысяч. Использование денег, идущих на рекламу, отслеживается, и компании боятся размещать объявления в оппозиционных изданиях».