Более 40 московских и десятки региональных вузов были привлечены к проекту, который на первый взгляд носит невинное название «Сценарии будущего России». Цель — выяснить политические настроения среди студентов и педагогов. Однако проект не был традиционным социологическим исследованием — это была операция в духе старых и зарекомендовавших себя провокаций советского КГБ.
Героем скандала в выходные стал заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов при Российском университете дружбы народов Никита Данюк.
«Борьба за мышление»
На московской конференции проректоров российских вузов Данюк преподнес свое «исследование» как защиту от деятельности Запада. По мнению молодого педагога-патриота, именно студенты являются самой легкой целью для западной вредительской работы, потому что они легко поддаются деструктивным теориям. Поскольку Данюк не хочет, чтобы «Россия забрела в хаос», он принялся за просвещение и создал многочисленную команду. Ее члены отправились «в народ» — к студентам и педагогам. Сначала была проведена «проверка», а после, на основе результатов анкетной операции, были составлены так называемые доклады для внутренних служебных нужд.
«Государство находится в состоянии необъявленной войны, — обосновал Данюк свой проект на конференции проректоров. — Она носит гибридный характер, в ней много фронтов. Один из них пролегает внутри нашего государства — это ментальный фронт». Данюк обвинил Запад в нечестных действиях, манипулировании молодежью и провоцировании революционной ситуации, что, по словам педагога, удалось Западу на Украине и в Грузии.
Однако хуже всего в проекте Данюка то, что по сути он является провокацией в духе подобных операций КГБ. Ведь Данюк призывал студентов открыто, а поскольку они находились в стенах академических учреждений, то и без страха, высказываться о политике и обнаруживать свою степень готовности протестовать против российского режима. Но при этом Данюк не говорил студентам, что не столько хочет научить их свободно дискутировать, сколько желает выяснить, насколько опасна академическая среда для Кремля.
Важнее всего то, что результатом проекта стал письменный доклад, в том числе для «неназванных государственных органов и специальных структур». По крайней мере, как передает авторитетное российское издание «Коммерсант», так выразился сам Данюк. И хотя вчера он опроверг свои слова, в интервью «Московскому комсомольцу» он все же признался, что передавал информацию спецслужбам. Правда, якобы речь шла о случае, связанном с исламистами.
Данюк утверждает, что журналисты неправильно поняли его слова, сказанные на конференции, и что ни о каком «доносительстве» и речи не было. Однако журналисты «Коммерсанта» располагают аудиозаписью выступления Данюка на конференции. На ней якобы слышны такие его слова: «К сожалению, на уровне профессорско-преподавательского состава не открыто, но, не стесняясь, происходит деструктивная пропаганда антигосударственных идей».
Интерес специальных служб
В среде российских комментаторов преобладает мнение о том, что исследование не обошлось без участия спецслужб. При нынешней разветвленности в российском обществе сети агентов Федеральной службы безопасности (ФСБ) подобную масштабную работу не утаить. Кроме того, ее результаты для ФСБ и политической элиты страны крайне ценны. Об интересе спецслужб свидетельствует и то, что почетным гостем на конференции проректоров был глава московского Центра «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму Министерства внутренних дел Российской Федерации) Станислав Сулаков.
Проект Данюка однажды уже был в центре внимания СМИ. В мае 2015 года студенты Российского гуманитарного университета на лекции известного идеолога «русского мира» и пропагандиста имперской политики Кремля Николая Старикова устроили настолько громкий протест, что мероприятие чуть не отменили. И только теперь выясняется, что Стариков, который также выступал с лекцией в Посольстве РФ в Праге, где поставил под сомнение русскую оккупацию Чехословакии в 1968 году, был членом команды Данюка. Написал ли он и о своем пражском турне доклад для «неназванных государственных структур», неизвестно.