В период с августа 1991 года до принятия Декларации о распаде Советского Союза перед русскими неожиданно встало много исторических вопросов. Слишком болезненной стала дезинтеграция единого государства.
Все обиды прошлых лет взорвались разом: это касается не только Украины, но и всех других республик, объявивших о своей независимости.
География была полна проклятий, скрываемых долгие годы.
На осколках государства «братские народы» оказались втянутыми в «малые войны».
Так случилось в Нагорном Карабахе между Арменией и Азербайджаном. Было неспокойно в Осетии, находящейся в составе Грузии. Крым в то время тоже представлял собой вулкан, готовый взорваться из-за международного вмешательства после почти четверть века «сосуществования с неизвестным», по словам российских и украинских историков.
Ученые прибегают к концепции геополитического пространства, чтобы понять близость причин кризисов, оказавшихся неожиданностью.
Среди событий этих кризисов, представляющих интерес для международной политики, следует отметить кризис на востоке Украины, а также кризис, связанный с присоединением Крымского полуострова к России. Европа считает это одним из самых «значительных географических изменений» в европейской части континента после Второй мировой войны. Это событие, которое возобновляет холодную войну и противостояние Запада и Востока.
История дает множество оснований утверждать, что Россия — это Украина (в соответствии с украинской трактовкой), а Украина — это Россия, что подтверждается долгой историей «русского Киева» и «Киевской Руси» вплоть до XXI века, сохранившейся в формулировке «Киев и другие русские города». Исследователи задают вопросы этой злосчастной географии. Советские руководители Никита Хрущев, Леонид Брежнев, Подгорный были русскими? Был ли Тарас Шевченко только украинским поэтом? Был ли русским известный ученый Сергей Королев?
Современная Россия и ее сестра Украина строили отношения на основе консенсуса. Так было, но так больше не будет продолжаться — в этом сходятся российские и украинские историки.
Однако последнее слово — за политиками. Как показывает история, их мнение всегда было более важным. И московское, и киевское правительство отстаивают свою позицию в споре, который вышел на уровень ведущих международных сил. Действия России можно рассматривать через представления Меттерниха, Наполеона и даже теории Збигнева Бжезинского и Генри Киссинджера о продвижении на восток, как будто это признак «кочевого образа жизни людей, еще не присоединившихся к европейскому цивилизационному проекту».
Украина представляет собой огромную стратегически важную территорию и для России, и для Европы.
С точки зрения российского господства, Украина является буферной зоной между Россией и Европой, наподобие блока стран Восточной Европы в прошлом, которые сейчас присоединились к Организации Североатлантического Альянса. Тем не менее Россия довольно чувствительно относится к Украине, так как ее восточная часть исторически считается русской, а Крым всегда был базой российского флота. Москва не забыла поспешного решения, принятого генеральным секретарем Коммунистической партии Советского Союза Никитой Хрущевым в середине 50-х годов прошлого века, несмотря на то, что оно противоречило интересам России. В то время это решение не играло никакой роли, так как Украина была в составе Советского Союза. Не было оснований полагать, что и спустя десятилетия оно приобретет какое-либо значение. Ведь казалось невероятным, что «власть рабочих и крестьян» закончится уже в ХХ веке.
На протяжении многих веков русские жили в восточных регионах Украины, богатых природными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями. Это и стало отправной точкой волнений для нового правительства, сформированного после свержения Виктора Януковича весной 2014 года. Русские, проживающие на востоке Украины, почувствовали, что новое правительство нацелилось на них, поэтому они направились в Россию в поисках поддержки и убежища. Тем временем продолжался рост антироссийской политики, которая добралась до сферы образования, сектора услуг и СМИ. Повсюду распространилась расистская атмосфера. Киевское правительство запретило общаться на русском языке в школах. Это было равносильно объявлению войны миллионам тех, кто не знает другого языка.
В этот период российский парламентарий Вячеслав Никонов заявил, что Россия выступает против насильственного свержения власти (переворот против Виктора Януковича). Это спланировали американцы, и Украина сближается с НАТО, что является красной чертой для России. Он также добавил: «Россия воспринимает произошедшее как угрозу своему собственному существованию и сделает все, чтобы не допустить повторения этого».
Редкий момент, когда российский парламентарий со всей ясностью дал понять, насколько важную роль играют для России восток Украины и Крым, дающий российскому флоту выход в Средиземное море через Черное. Дальнейшие действия Москвы были неизбежны.
Пушки НАТО нацелены на Москву
Россия много раз повторяла, что руководство Киева представляет собой группу неонацистов, которые воспользовались свержением законно избранного президента в 2014 года и вторглись на восток Украины. Жители восточных регионов, говорящие на русском языке, подверглись изгнанию. Аналитики считают, что это отговорка, которой пользуется Москва для прикрытия истинных причин военного вторжения в Крым с последующим присоединением полуострова к России по итогам референдума.
В то же время, по мнению аналитиков, воссоединение с Крымом способствует увеличению доходов Кремля, что объясняется популярностью, которой пользуется полуостров у значительной части россиян. Граждане России, проживающие вдали от Крыма, повторяют: «Крым всегда был российской территорией, а Хрущев отдал его Украине лишь по собственному невежеству, и все разговоры о российской интервенции — ложь».
Несколько дней назад Владимир Путин заявил, что «администрация США при решении многих международных вопросов не принимает во внимание позиции других стран». И добавил, что это в том числе относится и к расширению НАТО на восток.
Путин напомнил, что «новая Россия, возникшая после распада Советского Союза, стремится построить демократическое общество и рыночную экономику. Была надежда, что Запад будет вести равный открытый диалог с Россией. Однако западные страны волнуют только свои национальные интересы. Они стремятся уничтожить Россию так же, как они действовали в отношении Советского Союза. В этом ключе следует рассматривать поддержку Запада, оказываемую северокавказским сепаратистам: это ослабляло руководство России и делало его более чувствительным к давлению Запада в решении международных проблем».
Президент говорил об усилиях Запада по урегулированию югославского кризиса без какого-либо участия президента России Бориса Ельцина, который считался партнером Запада. Он также упомянул планы расширения НАТО к границам России и односторонний выход Вашингтона из соглашения по противоракетной обороне и дальнейшее развитие системы ПРО в Европе, несмотря на разрешение иранской ядерной проблемы. Путин призвал США работать с Киевом по вопросу урегулирования вооруженного конфликта на юго-востоке Украины и исполнения минских соглашений, так как Вашингтон — единственная сторона, способная оказать влияние на нынешние киевские власти.
Путин подчеркнул, что вопрос принадлежности Крыма закрыт, так как на референдуме в марте 2014 года жители высказались за присоединение к России.
Что касается большой заинтересованности России в Украине, то на это у нее есть ряд очевидных причин. Они связаны с культурными связями, а также с желанием Москвы не отдаляться от страны с общей историей и являющейся домом для большого числа русских. Также нужно учитывать стратегическое и экономическое значение Украины, по территории которой проходит трубопровод, экспортирующий российские энергоносители.
Но есть и более глубокие причины. По мнению экспертов, Украина может воссоздать или разрушить образ России как великой державы, который и так изрядно испорчен после падения Берлинской стены.
В этой связи политический аналитик Дэн Дрезнер (Daniel W. Drezner) пишет в журнале Foreign Policy: «Россия без Украины — государство, а с Украиной — империя». Даже если президент России не смог удержать Украину, то он будет стремится максимально отдалить ее от Европейского Союза.
Автор книги «Основы геополитики» Александр Дугин двигается в другом направлении, призывая к возвращению к «Российской империи». Федерализм неприемлем для России, а понятие «национального государства» чуждо для русского народа и русской культуры.
Рассматривая опыт царской и советской государственности, Дугин приходит к выводу, что ввиду географии и многообразной культуры Россия должна быть евразийской империей.
Концепция Евразии, часто поднимая российскими авторами, связана с культурной спецификой России. Она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, а связывает Восток и Запад, представляя собой Евразию.
«Битва русских за мировое господство еще не закончена». Дугин предлагает четыре практических шага по достижению этой цели: восстановление империи, возвращение к религии и национализму, открытие политических перспективы российского военного потенциала, а также открытие экономических перспектив Российской империи.
Он также выделяет морские и сухопутные цивилизации. Дугин указывает, что «геополитика как систематическая наука появилась в начала ХХ века и изначально разрабатывала две основные концепции: сушу и море. Сухопутное и морское господство — это не только географические параметры, но и разные типы цивилизации. Что такое сила суши? Это традиционная цивилизация. Что такое сила моря? Это современная цивилизация».
Принимая во внимание эту геополитическую теорию, можно сказать, что в течение двух или трех столетий Великобритания была морской державой, во второй половине ХХ века к ней присоединились Соединенные Штаты. Россия обычно рассматривается как сухопутная держава. Исходя из такого определения США и России, геополитики пришли к выводу, что их сущность как морских или сухопутных держав гораздо важнее любых идеологических форм. Россия представляет силу на суше, а США и НАТО — на море.
По мнению Дугина, «когда мы потеряли часть наших территорий после распада Советского Союза, то это были не только идеологические, но и геополитические потери».
Потери России
Западные экономические санкции, введенные после начала кризиса на востоке Украины и событий в Крыму, приостановили рост российской экономики. Ведущие российские и иностранные инвесторы поспешили вывести свои деньги из страны — общая сумма составила более 150 миллиардов долларов в 2014 году. Это превысило прогнозы Центрального Банка России, который оценивал потери в 100 миллиардов долларов. Это подтверждает глава евразийского центра Атлантического Совета (Eurasia Center in Atlantic Council) Джон Хёрбст (John Herbst): западные экономические санкции оказали влияние на российскую национальную экономику, которая замедлила свой рост. Подтверждают эту гипотезу и заявления российских официальных лиц. Наблюдается большой отток капитала из страны. Из-за снижения цен на нефть и западных санкций, Россия потеряла большое количество финансовых резервов, пытаясь остановить падение рубля, потерявшего больше 50% своей стоимости.
На протяжении всей истории Украина страдала от иностранных вторжений, будучи разделенной между соседними региональными игроками. Часть Украины находилась в зависимости от Литовской империи, часть — от Польской империи, пока не пала из-за татаро-монгольского нашествия в XII веке (судя по всему, под «Польской империей» следует понимать Польшу в эпоху правления династии Пястов, которая в XI веке породнилась с киевскими князьями и принимала участие в междоусобной борьбе; несмотря на то, что Литовское княжество оформилось только в XIII веке, взаимные набеги и борьба за ресурсы между Киевской Русью и княжеством существовали уже в XI веке; монголы пришли на эти территории не в XII, а в XIII веке — прим. пер.). Однако время до вторжения можно назвать золотым веком. Здесь была самая большая в Европе армия, плодородные земли, из-за чего эти территории всегда считались европейской житницей, а также реки — все эти факторы ставили страну в центр внимания захватчиков. Адольф Гитлер аннексировал эту территорию для того, чтобы обеспечить Германию продовольствием. Сейчас Европа также стремится захватить Украину. Проект «Восточное партнерство», возникший после российско-грузинской войны, учитывает 46-миллионное население Украины, ее сельскохозяйственные и промышленные ресурсы.
Америка и наиболее выгодный расчет
Аналитики считают, что Соединенные Штаты выиграли от украинского кризиса. Присоединение Россией Крыма дало Вашингтону прекрасную возможность восстановить свою роль на европейском континенте. Европа, создавшая сильную экономику, сейчас страдает от множества политических кризисов.
По мнению экспертов, после окончания холодной войны европейцы стали проводить независимую внешнюю политику, которая провалилась и привела к ряду кризисов. В связи с этим Европа вновь сближается с Соединенными Штатами, а российско-грузинский конфликт вновь вернул им уверенность в их способности противостоять вызовам безопасности. Присоединение Крыма к России привело Европу в чувство от беспечности в вопросах безопасности. США осуждали Европу за попытки сблизиться с Россией, и поэтому сейчас американцы выиграли на украинском фронте, изолировав Россию на международном уровне и осудив ее действия. Россию исключили из «Большой восьмерки», российского президента не пригласили на ежегодные мероприятия, посвященные освобождению узников нацистских концлагерей в Польше, несмотря на то, что именно русские и были теми освободителями.
В настоящее время США установили и поддерживают проамериканское правительство в Киеве. Большая часть правящей элиты лояльна американским политикам. Для Америки это гарантия стабильности в долгосрочной перспективе. Количество официальных визитов американских политиков в Украину достигло рекордного числа. Например, участие американцев в инаугурации украинского президента стало важным сигналом для России о том, что началась новая эра. Джо Байден принимал участие в инаугурации президента Петра Порошенко. Американцы помогли ускорить получение помощи от международного валютного фонда, а также сами передали помощь Украине. Тем самым решался важный вопрос: Америка сформировала новое правительство, ставшее во главе украинского государства. Возможно, самый простой признак того, что Белый дом оказывает поддержку Украине, — это маневры, которые начались 15 сентября 2014 года и вызвали негативную реакцию со стороны России. Тогда первый раз заговорили о том, что в них принимают участие по меньшей мере 1300 американских военных.