Результаты всеукраинского опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг» в сентябре этого года, как известно, показали, что более трети (35%) опрошенных сожалеют о распаде Советского Союза. При этом с 2015 года число ностальгирующих выросло на 4%, что вроде бы и немного, но, учитывая невозможность проведения опроса на оккупированных территориях Донбасса и в Крыму и традиционные настроения там, приходится констатировать: печаль по СССР сейчас достигла отметки «дореволюционной» весны 2013 года. И это должно вызывать определенную тревогу и среди политиков, и в гражданском обществе — конечно, не панику, однако готовность дать отпор тем, кто может попытаться воспользоваться такими настроениями.
Тем более что ностальгирующих традиционно много на юге и востоке страны, то есть там, где уже пробовали развернуть на полную мощность «русскую весну» и построить «Новороссию» как эрзац составляющей «великой державы».
Но сейчас речь не только об этом, но и о специфике настроений украинских избирателей, когда в одних и тех же головах умещаются прямо противоположные установки и политические ориентации. Политкорректные аналитики называют это явление «политической амбивалентностью», а некорректные — «социальной шизофренией».
А вот у Надежды Савченко поровну и грустящих, и не грустящих — по 44%. На мой взгляд, было бы очень интересно специально исследовать, чем она так приглянулась тем, кто до сих пор испытывает ностальгию по СССР; может, тем, что даже внешне несколько похожа на Зою Космодемьянскую, Гулю Королеву или Любовь Шевцову?
А вот дальше начинается самое интересное. То, что среди сторонников идеи о государственном украинско-русское двуязычие 58% грустит по СССР, не удивляет. Но как может до 26% сторонников единого государственного украинского языка, без «русского регионального языка», скучать по Советскому Союзу, то есть по временам официальной политики русификации («сближения культур») и гонений на все истинно украинское? Когда Лину Костенко не печатали более десяти лет, а произведения лауреата всех премий Олеся Гончара были объектом жесткой цензуры — так, переименовали даже последний его роман, был «Шлях до Мадонни», а вышел в свет под никаким названием «Твоя зоря»? Когда вполне закономерно «гахнула» Чернобыльская АЭС имени Ленина, а тысячи и тысячи украинских юношей сложили головы в Афганистане или умерли позже от ран?
И еще из этого же разряда: 18% из тех, кто выступает за вступление Украины в Европейский Союз, ностальгируют по Советскому Союзу, и так же 17% тех, кто за вступление Украины в НАТО… С другой стороны, не скучает по СССР до 20% сторонников вступления Украины в Таможенный союз — усеченную реинкарнацию Союза Советского… Я понимаю, что человеческие чувства далеко не всегда поддаются рациональному анализу и контролю, однако голова у человека на плечах не только, чтобы есть-пить, но и думать, не так ли?
И, наконец, самые веселые среди результатов опроса: 68% потенциального электората Юрия Бойко («Оппозиционный блок») и 52% избирателей Вадима Рабиновича (партия «За Життя!») скорбит по поводу распада СССР. И это при том, что при советской власти (не во времена целиком и полностью коррумпированного режима Брежнева, а при Хрущеве и тем более при Сталине) их кумиров непременно расстреляли бы за «преступления против общенародной собственности в особо крупных размерах». И это при том, что обоих этих политиков масс-медиа постоянно и дружно называют миллиардерами; как сочетается политическая любовь к миллиардерам-депутатам с ностальгией по СССР? Думаю, по этому поводу можно было бы написать не одну диссертацию на тему социальных психозов и массовых помрачений ума…
На этом фоне уже не удивляет, что среди молодых людей в возрасте 18-29 лет (то есть тех, кто либо родился уже в постсоветское время, либо же застал только его «хвост» в раннем детстве) до 14% опрошенных скучают по СССР. Иными словами, тоскует по тому, чего не видел и о чем только слышал. Похоже, до сих пор работает известный с советских времен синдром, когда «простые трудящиеся» писали письма в газеты: «Я не читал произведений Пастернака (Дзюбы, Свитличного, Стуса и других), но сурово осуждаю их ложное идейное направление!».
В целом же, результаты опроса, проведенного Социологической группой «Рейтинг», засвидетельствовали — кроме социально опасного роста числа тех, кто скучает по СССР, и «политической амбивалентности» значительного числа украинцев, еще по крайней мере одну положительную вещь: не меньше половины украинских граждан являются политически сознательными и ответственными людьми, у которых ум и чувства находятся в гармонии. А это очень важно в нынешнее непростое время.