«Российская федерация построит воздушно-морскую военную базу на Карибском побережье Венесуэлы». Такое заявление о проекте экспансии российских вооруженных сил на южноамериканском континенте сделал несколько дней назад в Госдуме, нижней палате российского парламента, заместитель министра обороны России Николай Панков.
Данная инициатива является частью плана президента России Владимира Путина по восстановлению сети военных расположений, которыми располагал Советский Союз в 15 странах. В Латинской Америке основным приоритетом является возобновление работы центра радиоэлектронной разведки на Кубе в Лурдесе. Что касается остальной части мира, то экспансия комплекса в Тартусе и Латакии в Сирии является целью в краткосрочной перспективе, это необходимо, чтобы принимать войска и технику, предназначенные к сражениям в многострадальной ближневосточной стране. В случае с Венесуэлой Россия надеется построить базу для российского флота и ВВС, где будет находиться также центр технической поддержки для операций, проводимых на дальних расстояниях.
Российское военное присутствие в Южной Америке — не новость. С 2008 года российские и венесуэльские вооруженные силы проводят совместные учения, в некоторых из них принимали участие сверхзвуковые бомбардировщики Туполев Ту-160, способные перевозить ракеты и бомбы весом до 40 тонн, среди которых могут быть ядерные заряды средних размеров. В учениях были задействованы также такие важные элементы российского флота, как ракетоносец «Петр Великий» и эскадренный миноносец «Адмирал Чабаненко», уже свой в венесуэльских портах. «Петр Великий» перевозит 20 ракет Р-700 «Гранит», способных поражать цель на расстоянии 700 км, которые уже заменены на заряды с поражающей способностью выше 1500 км.
К тому же, начиная с 2005 года, Россия обеспечивает боливийские вооруженные силы военной техникой на сумму более 10 миллиардов долларов на основе долгосрочных контрактов, подписанных как Уго Чавесом (Hugo Chavez), так и его последователем Николасом Мадуро (Nicolas Maduro).
По сообщению источника из министерства обороны Каракаса, российский военный комплекс может быть построен в Пуэрто-Кабельо, на северном побережье Венесуэлы примерно в 220 км от столицы. Это стратегическая и легкодоступная позиция на Карибском море. В этой точке расположена самая крупная военно-морская база Венесуэлы, «Агустин Армарио». Военное расположение потребовало бы не слишком много изменений для обслуживания российских кораблей. То же самое можно сказать и о городском аэропорте, когда речь заходит о российских ВВС. В Пуэрто-Кабельо, помимо прочего, функционирует большой нефтеперегонный завод Эль-Палито, принадлежащий государственной венесуэльской компании PDVSA с перерабатывающей способностью 140 тысяч баррелей в день. Несмотря на упадок, завод мог бы стать основным стратегическим пунктом для обеспечения топливом российских ВВС.
Волнение Бразилии совершенно очевидно, особенно в момент сильной нестабильности в Венесуэле, где правительство Мадуро и представители оппозиции раскопали топор войны после решения Национального выборного совета Каракаса отложить референдум об отмене президентского мандата. Это решение настроило публику против боливийского правительства, вслед за чем, разумеется, последовали жесткие репрессивные меры.
Бразилия исторически выступала против открытия иностранных военных баз на южном мысе, в регионе, который страна считает стратегической зоной своей компетенции и пытается сохранить там мир, отказываясь в связи с этим от внешнего вмешательства. В 2009 году соглашение между США и Колумбией по открытию постоянных военных баз в рамках «Плана Колумбии» для борьбы с наркотрафиком встретило жесткое сопротивление со стороны Бразилии, использовавшей все доступные ей политические инструменты, чтобы воспрепятствовать принятию этого проекта. Американцы недавно сделали еще одну попытку, обратившись к новому аргентинскому правительству под руководством президента Маурисио Макри (Mauricio Mаcri), стремясь разместить военную базу в регионе «тройной границы» между Бразилией, Венесуэлой и Аргентиной, на этот раз представляя свою цель как борьбу с терроризмом. Несмотря ни на что, ответ Бразилии был категоричен. Сделано так ничего и не было. Теперь остается посмотреть на реакцию на этот российский проект. Опять же, если он будет осуществлен, учитывая текущую политическую ситуацию в Венесуэле и экономическую — в России.