Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Жизнь, увиденная через объектив: риски и награды

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У фотографов трудная жизнь. Им необходимо всегда находиться там и тогда, где и когда происходит что-то грандиозное. Все фотокорреспонденты крепко усваивают эту истину, однако для Андрея Стенина, фотокорреспондента, работавшего в агентстве «Россия сегодня», она оказалась фатальной. Два года назад Стенин был в командировке на юго-востоке Украины, когда редакция потеряла с ним связь.

«У фотографов трудная жизнь, — говорит Александер Штоль (Alexander Shtol). — Им необходимо всегда находиться там и тогда, когда происходит что-то грандиозное».

Все фотокорреспонденты крепко усваивают эту истину — о чем свидетельствуют фотографии на этой странице — однако для Андрея Стенина, специального фотокорреспондента, работавшего под руководством главы Объединенной дирекции фотоинформации Штоля в агентстве «Россия сегодня», она оказалась фатальной.

5 августа два года назад Стенин был в командировке на юго-востоке Украины, когда — на фоне противоречивого военного вмешательства Москвы в дела соседнего государства — редакция потеряла с ним связь. До сих пор остается неясным, был ли он захвачен украинскими силами непосредственно перед гибелью.

Однако есть данные, указывающие на то, что на следующий день — хотя это подтвердилось лишь месяц спустя — 33-летний Стенин был убит в Донецкой области, когда, по некоторым сообщениям, его автомобиль попал под обстрел и загорелся.


Вклад Стенина был запечатлен в Международном конкурсе фотожурналистики имени Андрея Стенина, который был организован после его смерти и проводится под патронажем Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. Этот конкурс, международным партнером которого является Independent Media, стал площадкой для молодых фотографов из России и со всего мира.

Главная цель этого конкурса состоит в том, чтобы поддержать молодых фотографов из разных стран и привлечь внимание общественности к фотожурналистике и ее актуальным темам. В конкурсе могут принять участие фотографы от 18 до 33 лет, а судьями на нем выступают ведущие деятели российского и международного фотожурналистского сообщества.

Судьба Стенина придает мрачную остроту словам Штоля о том, что «планирование безопасных путей отступления, когда вы находитесь в зоне конфликта — это вовсе не бесполезная мера предосторожности».

«Главное — это знать, как можно побороть в себе желание задержаться еще ненадолго в опасном окружении».

Говоря о Стенине, Штоль добавил: «У Андрея были все эти таланты, и он точно знал, что самым строгим судьей для своих работ был он сам».

© РИА Новости Илья Питалев / Перейти в фотобанкСотрудники МИА «Россия сегодня» у экспозиции фотографий корреспондента Андрея Стенина
Сотрудники МИА «Россия сегодня» у экспозиции фотографий корреспондента Андрея Стенина


Стенин, получивший за свой труд не одну награду и успевший поработать на несколько различных изданий с начала своей профессиональной карьеры в 2003 году, придавал особое значение тому, чтобы запечатлеть человеческий компонент конфликтных ситуаций — на территории бывшего Советского Союза, а также на территории таких стран, как Сирия, Ливия, Турция и Сектор Газа.

В сентябре 2014 года Стенин был похоронен со всеми воинскими почестями — что крайне нетипично для фотожурналиста — и по указу президента Владимира Путина посмертно награжден Орденом мужества.

В англоязычной статье Википедии, посвященной Стенину (читателей предупреждают, что часть источников, упомянутых в статье, могут оказаться ненадежными и что ее непредвзятость остается спорной) говорится следующее: «Стенин предположительно был внедрен в ряды поддерживаемых Россией ополченцев на Украине. Критики называют его деятельность частью военной пропаганды».

«После исчезновения Стенина советник главы МВД Украины Антон Геращенко в интервью радиостанции Baltkom сообщил, что фотожурналист арестован спецслужбами в зоне конфликта. Позже Геращенко отказался от своего заявления. Неясность, окружавшая жизнь, работу и смерть Стенина, сохраняется».

Опубликованные здесь фотографии были выбраны среди работ победителей конкурса этого года, в котором приняли участие фотографы из 71 страны.

© Фото : Константин ЧалабовСвет и линии водного поло
Свет и линии водного поло


Выставка конкурса открылась в конце августа в Музее Москвы, и после того как ее увидят в других городах России, а также в Словении и Турции, она прибудет в Кейптаун. Далее она отправится в Париж, Пекин, Берлин, Каир и Шанхай.


Среди представленных работ стоит отметить серию фотографий обладателя Гран-при, итальянца Данило Гарсиа Ди Мео (Danilo Garcia Di Meo), о жизни парализованной девочки по имени Летиция, фотоисторию о беженцах и мигрантах, направляющихся из Турции в Грецию через Эгейское море, рассказанную венгерским фотожурналистом Балашем Бели (Balazs Beli), а также фотографии спортсменов, принимавших участие в Чемпионате мира по водным видам спорта, которые были сняты российским фотографом Алексеем Мальгавко.

© Фото : Danilo Garcia Di MeoЛетиция, история невидимой жизни
Летиция, история невидимой жизни


Илья Питалев, один из бывших коллег Стенина, считает, что его «целеустремленность, бесконечный интерес к происходящему, неравнодушие, безусловно, привели бы его к вершине в профессии, если бы не этот черный день в том августе».

© Фото : МКФ имени Андрея Стенина/Dmitry TkachukФотоработы вошедшие в шорт-лист конкурса имени Андрея Стенина
Фотоработы вошедшие в шорт-лист конкурса имени Андрея Стенина


По горькой иронии, он, как настоящий журналист, оказался в нужном месте в нужное время — «истинный талант», как сказал его бывший начальник Штоль, «который судьба дарит лишь немногим».

© Фото : МКФ имени Андрея Стенина/Matic ZormanФотоработы вошедшие в шорт-лист конкурса имени Андрея Стенина
Фотоработы вошедшие в шорт-лист конкурса имени Андрея Стенина


«Удача — это только часть успеха. Так же требуется умение сидеть и ждать, пока что-то не случится, борясь с искушением уйти».