Когда говорим о машине российской пропаганды, часто представляем себе ее как совершенно функционирующую систему, в которой какой-нибудь один деятель в операторской нажимает на кнопки и передвигает подключенные к ним фигурки. Но так ли на самом деле? Как действует сложный механизм российской пропаганды? Чем он отличается и чем похож на действие пропаганды советского времени?
Тоталитарные советский и нацистский режимы располагали ведомства, которые отвечали конкретно за эту сферу — Министерство пропаганды в нацистской Германии и Отдел пропаганды и агитации в СССР. Однако в современной России ответственность разделена между разными ведомствами, поэтому, чтобы лучше понять действие кремлевской пропаганды, стоит попробовать раскрыть структуру распространения российской пропаганды.
Действующая в России вертикально интегрированная политическая система в том же направлении обрамляет и координирование кремлевской пропаганды. Это позволяют утверждать документы «Реформа Администрации президента РФ», которые в 2000 г. были опубликованы в газете «Коммерсант», в них очертили принципы этой структуры после прихода к власти Владимира Путина. Они обусловлены централизацией власти: президент через свою администрацию должен приобрести рычаги и эффективно «создать «нужные» политические ситуации, управлять социальными и политическими процессами в РФ и ближнем зарубежье».
Ученые финского Института международных отношений Карти Пиннонеми и Андраз Рац, которые исследовали принципы распространения и структуру пропаганды СССР и путинской России, отмечают, что сегодняшняя машина пропаганды не только перенимает многие методы советской пропаганды, но и воссоздает похожую структуру. По их словам, центр координирования пропаганды — администрация президента, а разделительной чертой пропаганды сегодня стал не «Железный занавес», как во время холодной войны, а русский язык.
Русскоязычные жители, которые пользуются русскими источниками информации, получают тот же поток пропаганды, независимо от своего физического места нахождения. Между тем в случае с иноязычными аудиториями каналы распространения отличаются. Напрямую их достигают через созданные и распространяемые сейчас СМИ (например, RT и Sputnik), через субсидируемую продукцию, агентства связей с общественностью и заказные статьи. Распространению пропаганды способствуют создаваемые Кремлем и содержащиеся на его деньги местные СМИ, неправительственные организации, «тролли» в социальных сетях.
В СССР, нацистской Германии, тоталитарных странах с жестким режимом действовали правительственные структуры, которые готовили и распространяли пропаганду. Сейчас российская пропаганда институционализирована, но не является объектом какого-то одного института. Оценивая российскую политику, как пропаганду, мы должны учесть, что информационные действия, которые становятся пропагандными сообщениями и явлением информационной войны, осуществляют разные институты власти.
Координирование политики распространения информации (пропаганды) осуществляется на уровне Администрации президента. Различные источники показывают, что за это отвечают двое первых заместителей главы администрации и близкие соратники Владимира Путина Алексей Громов и Вячеслав Володин. Администрация президента — то место, где рождаются идеи информационной политики, а Громов поддерживает постоянный контакт с главами крупнейших российских каналов и постоянно дает им строгие указания, какие темы акцентировать и о чем говорить осторожно. Таким образом все крупные российские каналы должны транслировать новости по сути в том же направлении, заданном Кремлем.
Между тем техническо-исполнительную работу осуществляет правительство, возможно, ее контролирует вице-премьер Аркадий Дворкович. Можно сказать, что напрямую эти функции выполняют министерства культуры, науки и образования, иностранных дел, а также обороны и отчасти — внутренних дел.
Министерство культуры с 2012 г. возглавляет историк Владимир Мединский, который до этого 12 лет работал в Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории. Мединский отрицает оккупацию стран Балтии и преступления в ГУЛАГе, а наряду с распространением этого исторического нарратива второе его политическое стремление — борьба с «русофобией за рубежом и в России». Министерство культуры субсидирует российскую кино— и телепродукцию (особенно ту, которая пробуждает «патриотические чувства и моральный ренессанс общества»), которая широко распространена не только на российском телевидении, но из-за низкой стоимости широко транслируется на коммерческих литовских телеканалах.
МИД координирует один из важнейших инструментов «мягкой силы» — федеральное агентство «Россотрудничество», основная цель которого — объединение живущих за рубежом русских, распространять русский язык и русскую культуру в мире и формировать положительный имидж России. До 2020 г. агентство поставило целью создание сети в 104 странах (сейчас в 76)и начать действовать по принципу западных структур — USAID или British Council, т.е. от в основном культурной помощи перейти к развитию проектов, которые будут укреплять действие России в этих странах. В числе основных целей (таких как распространение образования на русском языке, оказание помощи русским школам, организация ознакомительных экскурсий для молодежи в Россию, создание сети центров российской культуры и научных центров) действия «Россотрудничества» за границей есть и «координирование пропаганды». Фонд «Русский мир», созданный МИД и Министерством образования и науки, также оказывает различную помощь распространению русского языка и культуры в Литве.
За вовлечение СМИ в пропаганду отвечает и один из самых влиятельных людей российской политической системы, министр обороны Сергей Шойгу. Министерство обороны в 2015 г. начало организацию награждения российских журналистов Media-Ace, цель которых — улучшение имиджа российских вооруженных сил. Во время награждения Шойгу охарактеризовал медиа как одну из важнейших форм войны: «Пришло время, когда мы поняли, что слова, камера, фотографии, интернет и информация вместе — еще одно оружие, еще одни вооруженные силы».
Между тем, когда Россия начала гибридную войну на Украине, Министерство внутренних дел и подчиненные ему структуры от аналогичных дружественных деятелей в украинских ведомствах получили информацию о потенциальных агентах и ресурсах, которые могут помочь деятельности России в Восточной Украине.
Этот обзор показал, что в сегодняшней России нет ведомства, которое отвечало бы конкретно за пропаганду, вертикаль путинской власти создает и довольно ясную и строгую иерархию в существующих условиях. Однако, система намного более сложная чем в СССР, поскольку для того, чтобы отследить происхождение конкретной пропагандной вести, нужно наблюдать за более широкой сетью ведомств.