Некоторые публично отметают все эти обвинения. Например, Франсуа Фийон, кандидат на праймериз правых, премьер в период утверждения проекта осенью 2007 года и ярый защитник оси Париж-Москва. «С ходу обвинять Россию в стремлении превратить культурный центр в Париже в станцию прослушки, значит подпитывать бессмысленные и даже вредные заблуждения», — отметил он в мае в Женеве накануне семинара о России. Другие придерживаются совершенно противоположной точки зрения после открытия центра 19 октября, особенно на фоне обострений отношений с Москвой из-за войны в Сирии и на Украине. «Речь идет о российском здании, которое обладает дипломатически иммунитетом и находится всего в нескольких сотнях метров от МИДа и Елисейского дворца, — объясняет бывший дипломат, работавший в Средней Азии. — Поднять вопрос о его применении и возможных рисках — это минимум того, что можно сделать».
На этом все закончилось? Не тут-то было. Многие французские дипломаты (все они хотят сохранить анонимность) с тех пор буквально осаждают МИД и Елисейский дворец. В записке бывшего посла в Москве, с которой удалось ознакомиться Le Temps, говорится о большой вероятности того, что российские разведслужбы могут воспользоваться зданием, где уже начали проводить культурные конференции. «В таких условиях мы намереваемся усилить защиту МИДа от прослушивания», — продолжает он, отмечая также близость Национального собрания и Минобороны.
Кроме того, Le Temps стало известно, что посол Германии Николаус Майер-Ландрут (Nikolaus Meyer-Landrut), чья резиденция расположена неподалеку от центра, поручил этим летом контрразведке провести «проверку». Под угрозой может оказаться и находящееся рядом посольство Швейцарии. Что немаловажно, совсем рядом с центром на набережной Бранли находятся апартаменты, которые администрация президента предоставляет дипломатическому советнику и главе личного штаба главы государства. Жила там и Анн Пенжо (Anne Pingeot), любовница Франсуа Миттерана и мать его дочери Мазарин. «Все эти госслужбы одно время пытались отговорить Николя Саркози от утверждения проекта, — рассказывает бывший советник президента. — Я сам видел несколько записок с пометкой “конфиденциально”». Однако после конфликта в Грузии в 2008 году приоритетом для Елисейского дворца стало установить доверительные отношения с тандемом Путин-Медведев.
Антироссийские круги
Влиятельный посол России во Франции Александр Орлов отметает все обвинения и утверждает, что источником слухов стали «антироссийские олигархические круги», которым, по его словам, пришлось не по душе решение французского суда отменить арест территории по делу о выплате компенсаций акционерам бывшей нефтекомпании ЮКОС магната Михаила Ходорковского. «Все здания осматривались во время строительства, хватит выдумок», — говорит он в российском посольстве в далеком XVI округе. По его словам, изначально предполагалось использовать бывшее здание Renault в Булонском лесу, которое расположено весьма далеко от Елисейского дворца. «У вас есть подозрения, что Вашингтон использует находящуюся в двух шагах американскую церковь?— продолжают наши российские собеседники. — Вы не забыли, что американское посольство находится прямо у Елисейского дворца, и что в 2015 году пресса писала об устроенной АНБ прослушке?»
В книге «Русская Франция» журналист Николя Энен (Nicolas Hénin) подвел итоги, отметив реальный риск шпионажа, а также стремление Москвы воспользоваться центром как инструментом скрытой пропаганды, «мягкой силы» в самом центре Парижа. В частности он говорит об отчете по «деятельности российской разведки во Франции, который свидетельствует о том, что та стала вновь придерживаться логики холодной войны, однако с куда более мощными ресурсами и средствами». Пока что никто этого не опроверг.