Судя по заявлению генсека НАТО Столтенберга, которое он сделал по итогам встречи министров обороны стран-членов НАТО, восток альянса будет еще больше усилен в военном отношении. Наряду с решением, связанным с Прибалтикой, сообщалось, что войска НАТО в Восточной Европе усилит международный контингент, в который войдут военные из США, Великобритании, Германии и Канады.
А важнейшей причиной, по которой НАТО постепенно наращивает свою защитную активность в Восточной Европе, было объявлено беспокойство по поводу России. С другой стороны, Россия, отметив, что она ни на кого нападать не собирается, дала понять, что отнюдь не будет рассматривать эту стратегию НАТО как дружественные усилия.
Присоединение Крыма, вмешательство в Сирию, нарушения воздушного пространства как в Восточной Европе, так и в небе над Ла-Маншем, показывают, что, по сути, стратегия России тоже не так дружелюбна. Но проблема в том, что НАТО и Россия возлагают друг на друга ответственность за проводимую ими политику. Каждый из них утверждает, что второй ему угрожает, и именно поэтому нужно принимать меры.
Ось Черное море — Средиземное море
Разумеется, ни одно государство не скажет: чтобы защитить свои интересы и приумножить свою силу, я хочу установить господство на максимально обширном пространстве. Каждый раз на передний план выводится вина «противоположной» стороны и предпринимается попытка привязать любую войну, любой конфликт к законному праву на самооборону.
Последняя состоявшаяся встреча НАТО обладает содержанием, несколько выходящим за пределы прошлых встреч, на которых НАТО принимала решения о реализации стратегий по усилению Восточной Европы. Дело в том, что НАТО будет наращивать свою военную силу в Черном море. Согласно заявлению Столтенберга, которое он начал словами: «Я рад сообщить, что…» — в Черноморском регионе будут созданы новые наземные, воздушные и морские силы. Уже сейчас к этому военному контингенту, который будет формироваться под руководством Румынии, якобы намерены присоединиться Канада, Германия, Нидерланды, США, Польша и Турция.
Судя по всему, баланс сил в Черном море, обеспеченный конвенцией Монтре о проливах, будет нарушен. Иными словами, военные корабли НАТО постепенно приближаются на то расстояние, которое позволит еще больше угрожать России. Это, с одной стороны, показывает, что западный союз ни в коем случае не забыл о крымском вопросе, с другой — говорит о том, что он намерен помешать попыткам России укрепить ось Каспий — Черное море — Восточное Средиземноморье.
Проблема союзников на вражеском поле
Все внимание Турции, возможно, приковано к Ираку и Сирии, но эти события указывают на то, что проблемы постепенно дойдут и до Кавказа. Как видно, НАТО и Россия работают над созданием друг против друга двух соперничающих зон. Весь вопрос в том, где будут определены линии раздела.
Судя по тому, что Россия вмешалась в границы Украины, становится понятно, что проект двух соперничающих зон поддерживает в том числе и такие планы, в которых существующие политические границы время от времени не принимаются во внимание. Так, на линии, включающей Иран, Ирак, Сирию, даже Турцию и, возможно, Кипр, на центральные правительства давят изменением политических границ и заставляют их сделать выбор. Исходя из того, что о силе центральных правительств в Ираке и Сирии не может быть и речи, оказываемое на них давление, по сути, создает риск для окружающих стран.
США и Россия достигли молчаливого согласия в том, чтобы превратить друг друга в «контролируемого другого». А тема, по которой они не могут договориться, связана с тем, какой фронт займет каждый из них. Также не нужно забывать, что США в этом процессе пытаются сделать НАТО единым игроком, противостоящим России. В то же время в тех регионах, где они определили линии раздела и уступили противоположной стороне, каждая из двух сторон, видимо, будет отходить назад, оставляя, как минимум, одного «союзника». Все дело в том, как не оказаться между двух огней и не допустить, чтобы «буферными» игроками стали не дружественные Турции страны.