Польская политика в отношении России строится на мифах. Они уходят корнями в атавистическое романтическое представление о наших взаимных контактах, которое ожило с новой силой после аннексии Крыма. В его рамках отношения с Кремлем описываются в упрощенных черно-белых категориях, в которых нет места для сложной игры интересов и ведущейся на разных уровнях тонкой дипломатии, а остается лишь прямолинейная и практически тотальная блокада любого взаимодействия. В такой политике на первое место выходит не эффективность, а эмоциональные аргументы морально верного выбора.
Такая модель отношений с Россией создает ощущение комфорта, становясь удобным объяснением отказа от принятия сложных и рискованных действий. Однако в результате мифологизации отношений с россиянами польская политика оказывается бессильной перед лицом главного для суверенной Польши вызова в сфере безопасности: войны между Россией и Украиной, выступающей элементом конфронтации Москвы и Запада.
Миф 1
Россия — плохая (агрессивная, лживая, недемократичная), и поэтому с ней не следует вести диалог. Это основополагающий миф, который в значительной степени определяет польскую политику (точнее, ее отсутствие) в отношении этой страны. Если другие страны решат придерживаться этого принципа в контактах со всеми «плохими» государствами мира, от международных контактов мало что останется. Нам самим придется перестать общаться, например, с Китаем (из-за аннексии Тибета и имперской политики, нарушающей международное законодательство в Южно-Китайском море). Между тем отношения Варшавы и Пекина (и прочими «плохими») отлично развиваются, а с Россией уже два десятилетия де-факто пребывают в замороженном состоянии. Это происходит потому, что российская политика в отличие от китайской напрямую угрожает нашей безопасности, порождая экзистенциальное расхождение интересов. Мы хотим верить, что руководствуемся благородными принципами, но на самом деле не разговариваем с Россией потому, что находимся с ней в состоянии конфликта.
В отношениях между странами дружеский диалог, конечно, имеет свое значение, однако настоящая проверка на зрелость — это разговор с теми, от кого мы отличаемся. Такие контакты требуют дипломатического мастерства, ответственности, готовности идти на риск.
Миф 2
Каждый диалог с Россией обречен на провал, поскольку все прежние попытки нормализовать отношения не остановили Москву от конфронтации с Западом. Согласно такой логике, следует перечеркнуть все достижения взаимодействия Запада и России после распада СССР, ведь они не помешали Кремлю попрать международное право и напасть на Украину. Это миф гласит, что все «оттепели» в российско-польских отношениях были проявлением наивности Варшавы, которая позволяла обмануть себя ложными сигналами из Москвы: после каждого сближения вновь наступала эскалация.
Такой подход вскрывает абсолютное непонимание динамики отношений со сложными непредсказуемыми партнерами, как Россия. Контакты с такими странами полны неожиданных поворотов, а периоды относительной нормализации сменяются кризисами. Более тесное сотрудничество в благоприятные моменты — это не наивность, а использование так называемого окна возможностей для реализации хотя бы части своих интересов. Без этого не появились бы, в частности, мемориальные комплексы в Катыни и Медном, невозможными оказались бы распространение в России правды о катынском преступлении (в том числе разрешение на показ фильма Вайды «Катынь»), резкое увеличение объема польского экспорта или развитие туризма в годы, предшествовавшие российско-украинскому конфликту. Все это принесло Польше кратко- и долгосрочную, но ощутимую выгоду.
Миф 3
Вести диалог с Россией означает предавать польские интересы. Расхождение эффектов диалога с интересами польского государства говорит не о бессмысленности его самого, а о непрофессионализме политиков, которые его ведут. Конечно, цена (в первую очередь внутриполитическая) плохо подготовленных и некомпетентных действий в контактах с Москвой может оказаться более высокой, чем при контактах с другими странами. Поэтому громкие лозунги о защите польских интересов часто служат просто камуфляжем, за которым скрывается боязнь рисковать. Между тем профессионально ведущиеся переговоры позволяют добиться положительных результатов даже в кризисные периоды. Между такими важными государствами, как Россия и Польша, всегда остаются дела технического свойства, которыми следует заниматься вне зависимости от температуры политических отношений.
Сейчас примером могут служить такие проблемы, как статус дипломатической недвижимости, деятельность польских перевозчиков на российской территории, инфраструктура и транспортное сообщение, приграничные вопросы. Ведущийся на нескольких уровнях продуманный диалог позволяет продвигать свою точку зрения, сохранять благожелательно настроенные к нам островки в российском обществе, поддерживать каналы коммуникации.
Контакты с Россией выгодны Польше еще по одной важной причине: они позволяют нам стать в глазах западных партнеров ответственным игроком, который стремится решить проблему, а не усугублять ее.
Миф 4
Заморозка контактов на линии Варшава — Москва не дает Западу вести политику «оттепели». Такой подход исходит из ложного предположения, что западные страны учтут принципиальную позицию Польши и не станут строить диалог с Москвой. Между тем тот факт, что Варшава не восстановила практически никаких механизмов двустороннего сотрудничества, не помешал сделать этого остальным крупным (и не только) странам ЕС. Не оглядываясь на Польшу, Москву в прошлом году посетили, в частности, премьер-министр Италии, вице-канцлер Германии, председатель Европейской комиссии. Во Франции и Германии, не говоря уже об Италии или Испании, не обращают внимания на то, что Варшава не спешит размораживать отношения с россиянами. Некоторые с российской подачи называют это очередным проявлением «неконструктивной русофобии поляков», при этом никто не считает польскую политику препятствием для собственных контактов с Россией.
Миф 5
В рамках ЕС нам следует занимать крайнюю позицию по российским вопросам, чтобы среднее европейское мнение стало в отношении России более жестким. Предположение, что европейская политика по какому бы то ни было вопросу (а особенно в сфере международных отношений) формируется в опоре на статистические подсчеты средней или медианной позиции 28 стран, не имеет ничего общего с реальностью. Большинство решений вырабатываются в узком кругу стран. Чтобы войти в такую группу нужно не только интересоваться проблемой, но и обладать соответствующим потенциалом, то есть инструментами для воздействия на ситуацию. При наших скромных возможностях польская радикальная позиция кажется остальным странам дополнительной проблемой, которая не дает нам никаких плюсов. В итоге с Польшей в российской проблематике происходит то, что с каждым проблемным, а одновременно не слишком сильным игроком: нас просто исключают из информационных потоков и процесса принятия решений.
Миф 6
Бескомпромиссная политика Польши в отношении Москвы служит защите интересов Украины и Белоруссии. Ни Украина, ни тем более Белоруссия не извлекают никакой выгоды из того, что Польша разрывает контакты с россиянами. С точки зрения Минска конфронтация России с Западом (в том числе эскалация отношений между Варшавой и Москвой) опасна и невыгодна. Лукашенко нужны контакты с Западом, чтобы нормализовать экономическую ситуацию в стране, однако границу этих контактов обозначает Кремль, выступающий главным спонсором и политическим патроном Белоруссии. Чем больше обостряется конфликт россиян с Западом, тем сильнее сужается поле для маневров Минска. В свою очередь, Украина ждет от Польши не благородных заявлений, а конкретной двусторонней помощи (от финансов до обучения). Варшава могла бы помочь Киеву, проводя его мнение по ситуации вокруг Донбасса в Брюсселе или Берлине. Заморозка отношений и эскалация конфликтов с Россией ничуть не повышают эффективность Польши в этой области. Шесть перечисленных выше мифов настолько парализуют польскую политику в отношении России, что седьмой становится самоисполняющимся пророчеством.
Миф 7
Польша слишком слаба, чтобы добиться какого-то успеха в отношениях с Россией. Запад и Москва все равно договорятся у нас за спиной. Конечно, не обладая собственными каналами коммуникации, Варшава разрывает контакты не только с российской властью, но и с обществом. Польшу, занимающую в ЕС настолько радикальную позицию, что ее исключают из процессов принятия решений, становится слабой и просто напрашивается, чтобы все решалось без нее и без учета ее мнения.
***
Следует отбросить эти мифы и рискнуть вести в отношении России активную политику. Следует продуманно и взвешенно заняться восстановлением каналов коммуникации (не на высшем уровне, а на уровне министров, чиновников, влиятельных персон, культурных кругов). В рамках ЕС Польша должна выступать с собственными предложениями, а не только принимать и оценивать те, которые внес кто-то другой. Представляя свою позицию нам нужно быть готовыми взять за них политическую, а частично также финансовую ответственность. Следует, наконец, честно сказать себе, что интересы Белоруссии и Украины защитят не споры с Россией, а сильная позиция нашей страны в Европейском союзе и НАТО, а также двустороннее сотрудничество в сфере помощи, которая способствуют развитию.
И одно предостережение. Польше нужна активная и действенная политика в отношении России, однако следует понимать, что Кремль заинтересован сейчас в расколе ЕС. Чувствуя появившуюся между Варшавой и Брюсселем напряженность, Москва постарается использовать для достижения своих целей дипломатическую игру с Польшей.
Политика в отношении России не должна быть романтической, но также ни в коем случае — циничной. Ведя диалог с Москвой, нельзя идти на какие-либо договоренности, которые повредят единству Евросоюза или использовать отношения с россиянами для ведения внутриполитических польских споров.