Эта статья — не для верных читателей газеты Cumhuriyet. Эти строки я пишу для тех, кто не покупает, не любит Cumhuriyet и не подает голоса в ответ на прессинг в отношении нашей газеты и преследования наших коллег.
Моя статья адресована тем, кто не придает значения вопросу демократии, кого не волнует ничего, кроме собственного благополучия, кому неважно, если сосед голодает, кто не ценит свободу самовыражения или критические голоса, кто доволен текущим положением дел и не обеспокоен тем, что все поют одну и ту же песню.
Я не буду утомлять вас своими разговорами о правах человека, свободе слова и прочем. Я и так знаю, что вы ничего не хотите слышать.
Я расскажу о том, как давление и обвинения в отношении газеты Cumhuriyet коснутся вас и опустошат ваши карманы.
Сейчас вам стало интересно, не правда ли? Я рада.
Поясню свою позицию. Дело Cumhuriyet — не единичный случай. Это часть общей тенденции авторитаризма в Турции, наряду со спорами о смертной казни и другими ущемлениями прав. Более того, это предварительная подготовка к разрыву отношений с Западом. В этом мы все единодушны.
Далее. Хотя между демократией и экономикой и нельзя поставить абсолютный знак равенства, но между ними существует значительная пропорциональная связь. Как только Турция отрешится от норм демократии и правового государства, ее отношения с Западом разрушатся, экономика ослабнет, банки начнут испытывать проблемы с кредитами и ликвидностью, кредитный рейтинг страны упадет, иностранные инвесторы перестанут приходить, а те, кто пришел, уйдут, фондовый рынок упадет, доллар подскочит, ваш дом, собственность, имущество обесценится, а ваш долг возрастет.
На самом деле, если бы у вас была нефть, все это не было бы проблемой. В таком случае вы могли бы своевольничать и никому не позволять поднимать голову. Но так как у Турции нет нефти, ей нужны глобальные инвесторы. Турция — у подножия Европы, и какой-никакой, а опыт плюралистической демократии у нее есть. Когда она движется назад, это сразу замечают. Кроме того, инвесторы не хотят приходить туда, где нет правового государства. Поэтому подумайте еще раз.
Если вы скажете: «Мы справимся с этим благодаря Путину и Катару, а внутри страны нажмем на банки и будем удерживать процентные ставки на низком уровне. Это стимулирует внутренний спрос, взорвет рынок недвижимости, а место, освобожденное иностранными инвесторами, мы займем гигантскими государственными расходами, строя дороги, мосты»… «Только отчасти», — скажу я.
Во-первых, если вы так надавите на банки, то в дальнейшем не сможете избежать кризиса ликвидности. Во-вторых, все это вы делали и раньше, но разве вы смогли предотвратить банкротство отдельных подрядчиков, мелких операторов? В-третьих, Россия и Катар не заменят западные компании и Европу, важнейшего торгового партнера. В-четвертых, у вас нет такого количества времени, чтобы перейти в китайском стиле к новой экономической системе; через этих подрядчиков вы должны финансировать политику на всех уровнях. В-пятых, ваш народ привык к благополучию, и когда уровень благополучия упадет, от вас потребуют ответа. В-шестых, что вы будете делать, когда ФРС США повысит процентные ставки? В-седьмых, если вы так насядете на государственный сектор, как вы совладаете с инфляцией?
«Тогда мы поделим некоторые районы в Сирии и Ираке. Там будем строить. Будем вращать экономику с помощью экспансионизма по примеру Османской империи», — говорите вы…
Ну и как в Джераблусе или Манбидже вам удастся применить формулу, которая не сработала в Турции? Кто будет платить за это? С кого вы будете взимать налоги? В конце концов, это вопрос «плюс-минус», а не задача ворочать деньгами. Деньги в страну не поступают. А по нынешним временам и не поступят.
Поэтому, пока не поздно, еще раз подумайте о деле Cumhuriyet…