Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Байкер и руководитель театра в русской культурной войне

© РИА Новости Екатерина Чеснокова / Перейти в фотобанкХудожественный руководитель Российского государственного театра "Сатирикон" имени А.Райкина, народный артист России Константин Райкин
Художественный руководитель Российского государственного театра Сатирикон имени А.Райкина, народный артист России Константин Райкин
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Цензура возвращается, предупреждают российские деятели искусства. Молчать, отвечают им байкеры, представители церкви и чеченские полевые командиры. Они намерены бороться с «дьявольским» искусством любой ценой. В последние недели религиозные и консервативные группировки в России применяют все более жесткие методы против культуры и искусства, которые им не по душе.

Цензура возвращается, предупреждают российские деятели искусства. Молчать, отвечают им байкеры, представители церкви и чеченские полевые командиры. Они намерены бороться с «дьявольским» искусством любой ценой.


Выходя на сцену, Константин Райкин не мог скрыть, что нервничает. Он откашлялся. Его голос дрожал.


«Мне довольно сложно говорить спокойно на тему, на которую я хочу говорить», — начал русский актер и директор театра.


Этой темой была цензура, и Райкин знал, что эта речь ведет его прямо в логово льва.


В последние недели религиозные и консервативные группировки в России применяют все более жесткие методы против культуры и искусства, которые им не по душе. В конце сентября люди в камуфляже ворвались на выставку фотографий о войне на Украине, которая проходила в Музее Сахарова в Москве. Они облили несколько работ красной краской, крича «фашисты» и осыпая сотрудников музея антисемитскими оскорблениями. Они сочли эту фотовыставку «непатриотичной».


И эта акция не была чем-то из ряда вон выходящим.


За несколько дней до тех событий в Москве закрыли другую фотовыставку. Там активисты в форме облили мочой изображения обнаженной натуры американского фотографа Джока Стерджеса (Jock Sturges). А спустя две недели настала очередь классического мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера (Andrew Llyod Webber) «Иисус Христос — суперзвезда». Его изъяли из репертуара театра в городе-миллионнике Омске, потому что группа верующих пожаловалась властям на его якобы «еретическое» содержание.


И вот Константин Райкин вышел на сцену во время ежегодной встречи театральных режиссеров России и забил тревогу.


«Запрет цензуры — это величайшее событие векового значения в нашей жизни», — сказал он, имея в виду время после распада Советского Союза в 1991 году.
И вот цензура вернулась. Власти оказывают колоссальное давление на театры, художественные галереи и музеи, чтобы они отказались от демонстрации произведений, которые противоречат «патриотическим и традиционным» ценностям, характерным для третьего президентского периода Владимира Путина начиная с 2012 года. А если всемирно знаменитые учреждения культуры от балета Большого театра до Эрмитажа отказываются брать под козырек, то суровые активисты могут взять дело в свои руки, в то время как полиция удивительным образом останется сидеть сложа руки, подчеркнул Райкин.


«Я сейчас вижу, как на это явно чешутся руки кого-то — это изменить и вернуть обратно. Причем вернуть обратно не просто во времена застоя, а еще в более давние времена — в сталинские времена», — отрезал он.


Под суд за Вагнера


Речь ударила по больному месту. Ее распространили в социальных сетях в тысячекратном масштабе. Ее поддержали уважаемые голоса из российской культурной среды. Уже не в первый раз в России возникают эмоциональные дебаты на тему новой цензуры.


В прошлом году оперный режиссер предстал перед судом по спорному российскому закону «об оскорблении чувств верующих». Поводом стала постановка «Тангейзера» Рихарда Вагнера. Режиссера оправдали, но оперу изъяли из репертуара театра, а директора уволили.


Некоторое время спустя православные радикалы устроили акт вандализма на выставке в Манеже всего в нескольких шагах от кремлевских стен. Изображение Христа в одном из произведений показалось им богохульным. Активисты уничтожили по крайней мере один объект искусства и при этом избежали наказания.


Безнаказанный вандализм положил начало явлению самоцензуры в российской культурной жизни, пишет Владимир Познер, один из самых уважаемых телеведущих в России. Познер открыто поддержал Райкина.


«Тут нет никакой разницы с фанатиками ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в РФ — прим. пер.), которые к ужасу всего мира уничтожают уникальные сокровища культуры, потому что те оскорбляют их религиозные чувства», — высказался Познер насчет православных активистов.


Дьявольская свобода


Но речь Райкина вызвала и негативную реакцию, что ясно показывает, насколько влиятельным стало противоположное крыло в российских дебатах. Помимо вице-министра культуры, на директора театра напали патриотически настроенный глава байкеров и чеченский полевой командир.


«Дьявол всегда соблазняет свободой», — проревел Александр Залдостанов, руководитель самого известного в стране мотоклуба «Ночные волки», на пресс-конференции.


Залдостанов объявил «Ночных волков» одетыми в кожу борцами за православие и «традиционные семейные ценности». Они выступают против прав гомосексуалистов. Байкерский президент, также известный под прозвищем «Хирург», — один из основателей консервативного прокремлевского движения «Антимайдан».

© РИА Новости Игорь Руссак / Перейти в фотобанкПрезидент Всероссийского мотоклуба "Ночные волки" Александр Залдостанов ("Хирург") на открытии мотосезона 2015 в Санкт-Петербурге
Президент Всероссийского мотоклуба Ночные волки Александр Залдостанов (Хирург) на открытии мотосезона 2015 в Санкт-Петербурге


«А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты», — заявил Хирург, который уже многие годы поддерживает товарищеские отношения с российским президентом.


Владимир Путин неоднократно пожимал руку боссу байкеров перед камерой, а однажды они даже вместе проехались на мотоциклах. В 2013 году Залдостанов получил от президента медаль за усилия в деле «воспитания молодежи».


Байкера поддержал еще один неоднозначный союзник российского президента — Рамзан Кадыров, глубоко религиозный мусульманский лидер республики Чечня. Он выступил полностью на стороне православных радикалов в борьбе с художниками, которые думают, что имеют право «оскорблять религиозные чувства десятков миллионов христиан и мусульман». Вмешательство Кадырова многие участники российской культурной жизни восприняли как прямую угрозу. Прежде Кадыров угрожал оппозиционным политикам, и несколько критиковавших его самого людей были убиты.


Бес попутал


Вскоре Кремль сам поспешил вмешаться в необычную культурную войну. Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков попытался выступить в качестве посредника, отчитав и байкера, и директора театра.


«Я считаю, что просто бес попутал этого мотоциклиста. Я надеюсь, что он извинится», — заметил Песков с долей иронии.


А вот его ответ Райкину был более примечательным. Песков не стал комментировать ни акты вандализма, ни отмененные спектакли. Вместо этого пресс-секретарь Путина заявил, что пока государство оказывает поддержку театрам и другим учреждениям культуры, оно и заказывает музыку.


«Чиновники заказывают что-то за деньги государства и в интересах этого государства», — сказал Песков.


Эти слова привели к последнему и решительному повороту в бурной дискуссии. Администрация президента своим ответом доказала, что диагноз Константина Райкина был верен. Как и в советские времена, Кремль считает деятелей культуры слугами власти, возмущается кинорежиссер и лауреат премий Андрей Звягинцев в своем высказывании на актуальную тему, которое тоже вызвало споры.


«Они забыли, с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Общие. Деньги, на которые они „заказывают“ свои агитки, взяты у народа», — пишет Звягинцев, чья последняя картина «Левиафан» была номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм.


Больше свободы, чем у древних греков


Юридически цензуры в России нет. На деле же угроза лишения государственной помощи урезала свободу непослушных учреждений до минимума, как отмечает директор Большого драматического театра Санкт-Петербурга Андрей Могучий.


«В самом профессиональном сообществе появились группы или персоны, с радостью готовые обслужить начальственный интерес, которые „лучше знают, что нужно народу“», — сказал он газете «Фонтанка».


Таким образом, успех Кремля превысил все ожидания. Цензура превратилась в самоцензуру, говорит директор театра.


А министр культуры России на днях подчеркнул, что эти пророчества судного дня и сравнения со сталинской эпохой — просто истерика. В действительности, у российских театров больше свободы, чем где-либо еще в мире, утверждает Владимир Мединский.


«Наши театры вообще пользуются немыслимыми в мировой практике правами и свободами. Я, честно говоря, не знаю прецедента, ни одной страны в мире и ни одной эпохи за последнюю пару тысяч лет, начиная с Древней Греции и Древнего Рима», — заявил он «Интерфаксу».


Спор считается официально разрешенным. Константин Райкин встретился с министром культуры, и оба извинились за свои чересчур «эмоциональные» выпады, как министерство сообщило прессе.


А лидер байкеров Александр Залдостанов не стал извиняться. И он продолжает отрицать, что его бес попутал.


Вандализм против мюзиклов, спектаклей, опер и выставок


Культурные мероприятия в России в последние два года все чаще становятся мишенью для протестов и актов вандализма со стороны христианских и консервативных активистов.


В октябре мюзикл «Иисус Христос — суперзвезда» был снят с репертуара в городе-миллионнике Омске в результате протестов группы верующих.


В сентябре были совершены нападения на две фотовыставки в Москве, консервативные активисты и православные радикалы обливали фотографии краской и мочой.


Летом отменили постановку пьесы австрийского драматурга Артура Шницлера (Arthur Schnitzler) «Любовный хоровод», что тоже стало результатом протестов православных.


В прошлом году православные активисты уничтожили одну из работ на выставке советского авангардиста Вадима Сидура.


В апреле того же года группа христиан в Новосибирске протестовала против новой постановки оперы Вагнера «Тангейзер». Оперу убрали из репертуара, директора уволили.