Нынешний министр образования говорит, что результаты исследований российских ученых необязательно публиковать в иностранных изданиях. Бывший министр придерживается другого мнения — он считает, что речь идет, в том числе, и о репутации России.
В конце сентября в научном мире России было время бурных обсуждений: выбранная на пост министра образования в августе Ольга Васильева сообщила, что российские ученые не должны обязательно публиковать информацию о своих исследованиях в международных источниках.
По ее мнению, достаточно публикации в научных российских журналах. Васильева сообщила об этом во время посещения Самарского университета.
Многие посчитали заявление министра опасным шагом назад. Его сравнили с практикой Советского Союза, когда научное общество отставало от остального мира.
Заявление связано с невысоким уровнем владения иностранным языком. Изучение иностранных языков не везде в России проходит на настолько высоком уровне, чтобы все могли писать научные тексты на английском.
Традиционно считается важным, чтобы исследователи демонстрировали уровень и результаты своей работы, публикуя их в в престижных международных изданиях.
«Вопрос о репутации России»
Бывший министр образования России Андрей Фурсенко не согласен с Васильевой.
«Результаты исследований, конечно, необязательно публиковать на английском языке, но ведь нужно думать и об авторитете России», — говорит Фурсенко.
Он находился на посту министра образования России в течении многих лет, а в данное время работает помощником нынешнего президента Владимира Путина. Фурсенко — один из политиков, входящих в антироссийский санкционный список ЕС. Yle побеседовали с Фурсенко в Сочи.
По мнению Андрея Фурсенко, для авторитета России важно, чтобы информация о достижениях российской науки публиковалась и за рубежом. Это можно сделать при помощи перевода опубликованных статей на английский язык.
«Лучше всего, конечно, было бы изначально публиковать их на английском», — говорит Фурсенко.
Развитие науки в России замедляется
Сейчас Андрей Фурсенко отвечает за вопросы развития технологий и науки. В круг его обязанностей входит, в том числе, основание новых центров исследований технологий в России.
Проекты разрабатываются уже давно, но воплощают их медленно.
«Это больной вопрос. Пик развития науки позади», — сообщает Фурсенко.
У России больше нет денег для того, чтобы развивать новое наравне со старым. Для того, чтобы начать что-то новое, надо отказаться от чего-то старого.
Для устранения проблемы было решено основать новый исследовательский фонд, который бы получал финансирование из государственного бюджета. Задача фонда состоит в планировании того, как продвигаться дальше: какие проекты приостановить, а какие — начать развивать.
«Государству нужно следить за тем, как научные разработки реализуются на практике»
По мнению Андрея Фурсенко, развитие технологий не всегда приносит только хорошее. Он видит в этом и риски.
«Исследователям надо нести ответственность за новые изобретения, а также оценивать возможные риски».
Чем сложнее система, тем большая защита необходима, считает Фурсенко.
«Нужна защита от дурака, чтобы не произошло так, как в Чернобыле».
Тогда персонал решил для эксперимента отключить систему защиты, за чем последовала катастрофа на атомной станции.
По мнению Фурсенко, «поколение компьютерных игр» не всегда понимает, что в жизни нельзя нажать кнопку esc и начать все заново.
«Их успокаивает мысль о том, что всегда можно начать игру заново. В реальной жизни это не так», — говорит Фурсенко.
Поэтому, по мнению Фурсенко, государству нужно следить за тем, как достижения науки реализуются на практике.