«С конца 80-х до начала 90-х годов была возможность не только ускорить процесс глобализации, но и придать ему новое качество, гармонизировать и укрепить его. Однако некоторые страны, представлявшие себя победителями холодной войны (…) использовали эту возможность, чтобы изменить глобальный политический и экономический порядок в своих интересах».
Так говорит президент Российской федерации Владимир Путин, выступая перед 150 представителями 53 стран, принявших участие в ежегодной встрече Валдайского клуба, одной из самых престижных международных площадок, где экономическую и культурную российскую элиту можно сопоставить с элитой всего остального мира и проанализировать ее состояние.
Речь Путина подлежит внимательному прочтению, потому что она представляет собой не только прямое обвинение западной политики, но также и реалистичный и в некоторых случаях ироничный анализ того, что навязывает гегемония Америки.
Эти страны, по словам Путина, «находясь в явной эйфории, по сути, отказались от содержательного, равноправного диалога с другими участниками международной жизни… попытались распространить на весь мир действие своих собственных структур, норм и правил».
Российская угроза
Путин называет «российскую военную угрозу», при помощи которой Запад устраивает новую холодную войну, «прибыльным бизнесом, необходимым для выкачивания свежих денежных средств в оборонный бюджет и расширения НАТО до наших границ».
Российский лидер категоричен: Москва «ни на кого нападать не собирается». «Это просто немыслимо, глупо и нереалистично. В одной Европе 300 миллионов — все члены НАТО, в США общая численность населения страны 600 миллионов человек. В России — 146 миллионов. Это совершенно немыслимо».
Банановая республика
Далее Путин иронизирует над «истерией Америки по поводу влияния России на ход выборов президента США», и, обращаясь к аудитории: «я у вас спрашиваю: кто-то серьезно думает, что Россия может каким-то образом повлиять на выбор американского народа?» Что такое Америка? «Банановая республика или сверхдержава?»
Против элит
Самые главные нападки Путина направлены против технократических элит, снижающих ценность суверенитета.
В самых продвинутых демократиях «большинство граждан не имеет реального влияния на политический процесс и власть». Люди отмечают «все время увеличивающийся разрыв между их интересами и интересами элит, управляющих этими процессами». Когда при помощи выборов и референдумов граждане выбирают не так, как этого хотелось бы элите, последняя превращает волю народа в «аномалию», незрелость или неспособность выбирать. И тогда это высокомерно определяется словом «популизм». Путин считает, что «обычные люди, граждане теряют доверие к правящему классу».
Создается впечатление, что элиты не видят глубинной неустойчивости общества и «разрушения среднего класса, при этом они одновременно сеют свои разрушительные идеологии культурной и национальной идентичности».
Путин предупреждает: «центральное понятие всей системы международных отношений — это суверенитет. Уважение по отношению к нему и его консолидация будет способствовать миру и стабильности, как на национальном, так и на международном уровне».
Предупреждение Путина предназначено для тех, кто развлекается проектированием новых мировых порядков ценой наций и народов; оно относится к алхимикам глобальных финансов и гуманитарных милитаристов, подпитывающих цветные революции, гражданские войны и терроризм, чтобы создать хаос, необходимый в рамках проектов их гегемоний.
Путин предлагает реалистичный анализ отклонения курса Запада и даже перспективы для Европы: разработать многополярную систему, которая бы «положила конец постоянному разделению мира на победителей и побежденных». Это единственная надежда, позволяющая бросить вызов необратимому международному кризису.