«У нас есть данное Богом и закрепленное в конституции право защищать себя и свою свободу», — говорит Джейсон Вэн Тейтенхоув. Он не исключает, что «может возникнуть необходимость» с оружием в руках восстать против правительства.
«Я надеюсь на лучшее и молюсь о том, чтобы так и было. Но я боюсь и готовлюсь к худшему», — говорит он.
Наша встреча проходит в кафе Юрики на севере Монтаны. Джейсон приехал сюда из лесного домика, в котором он живет с женой и двумя детьми. На тех, кто приходит в кафе в камуфляжной форме с бейсболкой на голове, внимания не обращают. Но штаны и шлем велосипедиста — это совсем другой наряд.
Гюннар Кагге (Gunnar Kagge) уже три месяца колесит на велосипеде по США, чтобы беседовать с избирателями и рассказывать о своих приключениях. Желающие ознакомиться с его материалами могут прочитать их в Facebook на сайте Sykkelgunnar.
В этих местах много таких, как Джейсон. Они считают федеральное правительство врагом, который беспокоится только о власти и нарушает конституцию.
Вступить в контакт с такими бунтарями нелегко. Как правило, они живут в глубине леса, где более чем достаточно предупреждающих объявлений типа «вход воспрещен» и «осторожно, злая собака».
Чтобы встретиться Джейсоном, я специально поехал на север, затратив на это лишний день. Договариваться о времени встречи задолго до нее самой — дело трудное, и он понимал это.
«Многие называют нас расистами и правыми экстремистами. Хорошо, что ты спрашиваешь об этом непосредственно нас самих. Мы — люди, которые любят свободу и которые хотят защищать нашу конституцию», — говорит он.
Во время беспорядков в Фергюсоне (Миссури) в 2014 году там появились хорошо вооруженные люди. Они заняли позиции по углам улиц и на крышах домов. Нечто похожее происходило, когда федеральные власти арестовали «банду Банди (Bundy)», отказавшуюся платить арендную плату за пастбища, где пасся их скот.
Протестующие в Фергюсоне чувствовали угрозу для себя. Полиция опасалась, что «народные дружины» создадут трудности для ее работы. Но многие владельцы магазинов и домов чувствовали благодарность за то, что их собственность была защищена.
Это были люди из Oath Keepers (Верные присяге) — организации военных, полицейских и служащих ведомств по чрезвычайным обстоятельствам. Тейтенхоув не мог точно сказать, какое количество людей находится в ее рядах, он считает, что их может быть примерно 40 тысяч.
Название организации означает, что ее члены поклялись в верности конституции.
Джейсон является официальным представителем этой группы. Он одет в камуфляжную униформу и покрыт массой татуировок. Его речь украшают легкий юмор и образные картины. Он хорошо знает историю Америки, но не тот вариант, который написан «победителями».
Мятеж продолжается
«Это семейная традиция. Патрик Генри (Patrick Henry) — один из моих предков», — говорит он.
Генри считается одним из «отцов-основателей» США. Он также был одним из первых критиков конституции, которая, по его мнению, дала слишком много власти центральному правительству и угрожала свободе отдельного человека.
«А теперь то, о чем он предупреждал, может произойти», — говорит Джейсон.
Он вспоминает высказывание Томаса Джефферсона (Thomas Jefferson) о том, что дерево свободы нужно поливать кровью патриотов и тиранов.
Многие бунтари собрались на северо-западе США в Монтане, Айдахо и Орегоне. Некоторые из них готовятся к войне. Они хотят отказаться от использования электричества, общественного водопровода и других благ цивилизации.
Члены организации Oath Keepers готовятся к тому, чтобы защищаться в случае войны с властями. Джейсон показал мне видео, сделанное на прошлой неделе, там он отрабатывал этапы продвижения вперед. Все это выглядело по-военному.
Законы об оружии могут развязать гражданскую войну
В Миссури, во время моего велосипедного путешествия на восток, я встретился с одним солдатом в отставке, членом организации Oath Keepers. Он заявил, что «если будет избрана Хилари (Hillary), которая отберет у нас наше оружие, начнется гражданская война».
Судя по всему, он готов к такой войне.
Джейсон тоже готов к ней, но говорит об этом неохотно.
«Помни, что в Верховном суде есть лазейки. Если их займет Хилари, то может произойти все, что угодно», — говорит он.
По словам Джейсона, есть тесная связь между первым и вторым приложением конституции.
«Свобода слова, о которой говорится в первом, зависит от того, что ее можно защищать оружием, о чем говорится во втором».
Монополия на насилие для европейцев
Я спросил его, является ли обычным делом в цивилизованных демократиях то, что власти имеют монополию на применение насилия. Он покачал головой.
«Мы — не типичная европейская страна, мы — бунтари», — считает член организации Oath Keepers.
«Нашей традиции бунтовать более 200 лет, и согласно этой традиции, народ берет на себя ответственность. Это хорошо служило нам, в течение всех лет у нас был прогресс и рост благосостояния. Но сейчас все это может погибнуть», — говорит он.
Согласно его представлениям, в больших лесах оседают «бунтари», прямые наследники тех, кто стояли во главе борьбы с британцами.
«Сейчас мы выглядим как жирные люди, закормленные лекарствами, но это по-прежнему сидит в нас», — улыбается мятежник.
Лучше Трамп, чем Клинтон
Джейсон говорит, что в ноябре он, вероятно, будет голосовать за республиканцев. Но без особого энтузиазма. Для члена Oath Keepers трудно поддерживать кандидата, который призывает к военным преступлениям.
«Трамп может стать правоэкстремистским фашистским диктатором», — говорит он.
Но, тем не менее, он лучше, чем Хилари Клинтон (Hillary Clinton). Он опасается, что она может оказаться опасным коммунистом.