В арабском мире у Дональда Трампа очень мало сторонников. В этом регионе его практически не знают, и его мнение относительно роли Вашингтона в арабском мире остается загадкой. Против него играет его призыв ограничить мусульманскую иммиграцию в США и даже установить надзор за проживающими в Америке мусульманами.
Но парадоксальным образом малая поддержка Дональда Трампа не идет на пользу Хиллари Клинтон. У нее, похоже, в нашем регионе еще меньше сторонников. Более того, если кандидатура Трампа вызывает, в основном, равнодушие, то кандидатура Клинтон вызывает неприятие. В нашем регионе к Клинтон относятся негативно и мало ее поддерживают потому, что хорошо знают.
Заявления Дональда Трампа об исламе не вызвали практически никакой реакции в арабском мире. Арабские лидеры, как никто другой, отлично умеют отделять заявления для внутреннего пользования от реальной внешней политики. Точно так же многие арабские лидеры обхаживают российского президента Владимира Путина, несмотря на отношение властей к мусульманам России и, кстати, несмотря на теплое отношение Путина к Израилю.
Египетские лидеры, к примеру, не забыли холодного отношения Барака Обамы и Хиллари Клинтон к президенту и давнему союзнику США Хосни Мубараку на следующий день после начала демонстраций протеста. Генерал ас-Сиси также отлично помнит, какого дружественного отношения Вашингтона удостоился президент Мухаммад Мурси, человек «Братьев-мусульман», и с какой критикой столкнулась египетская армия, отстранившая его от власти. Для официального Каира победа Трампа на выборах будет означать начало новых отношений с чистого листа, а победа Клинтон — возвращение к плохим отношениям с Вашингтоном. Похоже, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган тоже не возражает против прихода в Белый дом президента, не желающего вмешиваться в его внутренние дела и позволяющий ему воевать с курдами и оппозицией.
Многие сирийцы не простят администрации Обамы равнодушия и бездействия в отношении сирийской трагедии. У них нет больших ожиданий от Хиллари Клинтон. При этом Башар Асад и его сторонники, напротив, опасаются, что Клинтон постарается активизировать политику и начнет военные действия против сирийского режима. Следовательно, и для Асада избрание Трампа станет началом новых отношений, в отличие от уже известной Клинтон.
Ошибка Обамы и, вероятно, Клинтон заключается в их попытке завоевать сердца элиты и масс региона. Для достижения этой цели они выбрали мягкую риторику и выражали солидарность со страданиями народов стран Ближнего Востока. Поэтому, а также из политкорректности они демонстрировали холодное отношение к Мубараку и другим лидерам, а также к Израилю. Путин, напротив, ничьей любви не ищет. Он прекрасно понимает, что жители арабских стран никогда не полюбят западного авторитарного лидера, преследующего мусульман в своей стране и грубо и напористо продвигающего свои интересы. Но зато Путин внушает им уважение и почтительность. Кстати, как и Джордж Буш-младший в свое время.
Политика — это искусство возможного. США играют важную роль в нашем регионе, и следует предположить, что арабские государства научатся сосуществовать как с Дональдом Трампом, так и с Хиллари Клинтон. Но на вопрос о том, кого поддерживает арабский мир, однозначного ответа нет. Что же касается именно лидеров арабских стран, то ответ очевиден — они предпочитают Трампа.