В среду утром в правительственном квартале Берлина внешне все еще будет царить привычная рутинность. Пройдет заседание правительства. Как всегда в этот день. В 9 часов соберется комитет бундестага по международным делам. На повестке дня будет стоять лишь одна тема: исход президентских выборов в Америке. В государственной канцелярии, а также в министерстве иностранных дел растерянно наблюдали за ходом предвыборной гонки в США. Даже опытные дипломаты, долгое время занимающие свои посты, не припомнят такого слива грязи в политических делах. В министерстве на площади Вердершер Маркт уж точно не считают, что Хиллари Клинтон, будучи фаворитом на протяжении нескольких месяцев, в конце концов победит на выборах.
Министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) в ожидании исхода выборов находится «в сильном напряжении», рассказывают в министерстве иностранных дел. Штайнмайер опасается переезда Дональда Трампа в Белый дом не только в связи с последними разоблачениями Клинтон, касающимися ее электронных писем. Министр иностранных дел Германии, и без того настроенный скорее скептически, чем оптимистично, еще в сентябре, после разного рода разговоров в кулуарах Генеральной ассамблеи ООН в Нью-Йорке вернулся в Берлин с «мрачными представлениями».
Трамп сделал из Меркель образ врага
В государственной канцелярии царят похожие настроения. Канцлер буквально нарочно проигнорировала заявление кандидата в президенты от республиканской партии, хотя он представил ее в качестве своего рода «образа врага» в рамках своей предвыборной кампании: «Хиллари Клинтон хочет стать американской Ангелой Меркель», — то и дело повторял Трамп. Такое заявление относится к миграционной политике Меркель, которую Трамп считает «настоящим безумием». Вообще, мысль о том, что Хиллари Клинтон, как и Меркель, откроет границы и тем самым положит начало бесконтрольному въезду в США тысяч мигрантов, в некотором смысле абсурдна, но Трампа это не беспокоит. «Население Германии страдает из-за беспорядков, учиняемых беженцами», — писал Трамп в своем Twitter.
Но и последовательная ограничительная политика Меркель по отношению к экспансионистской России не устраивает лидера республиканцев. И в данном аспекте он абсолютно голословно упрекал Германию в том, что та держалась в стороне, в то время как Америка вложила в Украину огромные средства. На самом деле, Меркель приложила все усилия для того, чтобы Украина не получала вооружение за счет американцев, как того требовали сенаторы из партии Трампа два года назад. Введенные вместо этого санкции коснулись Германии, экономически тесно связанной с Россией, гораздо серьезнее, чем Соединенных Штатов. Критика Меркель со стороны Трампа достигла своего апогея в прошлом году, когда журнал Time назвал бундесканцлера «Человеком года». Трамп возмутился, ведь этого титула заслуживал именно он.
Поскольку болтливые мужчины в принципе нервируют Меркель, можно предположить, что Трампа она считает ужасным наглецом. Но подобные эмоции не являются критериями внешней политики, уж точно не в представлении Штайнмайера. Здесь необходимо снова и снова катить камень в гору, даже если это кажется тяжелым, но бессмысленным трудом. В Германии уже скучают по Джону Керри, уважаемому в Берлине и в скором времени покидающему свой пост государственному секретарю США, который всегда отличался терпением и бок о бок работал с Штайнмайером во время переговоров по ситуации в Иране.
Клинтон потребует нового «распределения бремени»
Безусловно, министерство иностранных дел надеется, что Клинтон победит на выборах, даже если американское правительство под ее руководством наверняка не станет для Германии сговорчивым партнером. Хиллари Клинтон — проверенный в международных делах, опытный политик. Считается, что если она займет пост президента США, то, вероятно, станет действовать жестче, чем Обама. В НАТО Клинтон скорее всего потребует более активного вовлечения Европы. Времена, когда немецкие и американские лидеры сходились во взглядах в ключевых политических вопросах, и так уже прошли. Доказательством тому не в последнюю очередь является президентство Барака Обамы.
Лидеры внешней политики альянса считают, что с Трампом дела пойдут сложнее, но и с Клинтон будет нелегко. А прежде всего — недешево. Поскольку экс-госсекретарь США может попытаться как минимум частично скорректировать отступление Соединенных Штатов на Ближнем Востоке. А это не в интересах Германии. Вообще, Клинтон потребует для этого новое трансатлантическое «распределение бремени» (англ. burden sharing), то есть большую долю участия европейцев в распределении расходов.
Немецкое правительство под руководством Меркель было бы готово к такому ходу событий — ведь уже запланировано расширение военного бюджета. Однако возможной красно-красно-зеленой коалиции будет сложно объяснить «партийным низам», почему для усиления роли Запада на мировой арене нужно тратить больше денег.
Трамп вносит разногласия
Однако все это мелочи по сравнению с тем, чего тревожно ожидают немецкие дипломаты от такого президента, как Трамп. Кто станет государственным секретарем США в его правительстве и тем самым преемником Керри — этот вопрос остается открытым. То обстоятельство, что полагающийся на интуицию Трамп до сих пор ни с кем не советовался во внешнеполитических вопросах, ощутимо усложняет ход дел для немецкого министерства иностранных дел. Будет ли обсуждаться принятие решений в сфере политики безопасности, если действия команды Трампа окажутся ловушкой?
Именно этого боятся немецкие дипломаты. Трампу не достает специальной экспертизы так же, как и четкой программы. С точки зрения министерства иностранных дел потенциальный президент принесет лишь разногласия — будь то свободная торговля или его отношение к мусульманам. «Мы не видим ничего, кроме огромных пробелов в политике», — говорят в министерстве иностранных дел. Здесь, в случае победы Трампа на выборах, серьезно рассчитывают на высокопрофессиональное правительство и соответствующую бюрократию. Такое правительство должно будет иметь «смягчающее» воздействие на Трампа и пытаться развивать долговременные направления политики. «Но не нужно заниматься самообманом, — говорят о победе Трампа на выборах, — это будет долгая пауза».
Что думает Трамп о Европе, какие у него планы в отношении Евросоюза — тоже совершенно непонятно. Станет ли победа Трампа поводом для еще более серьезного отчуждения республиканцев от Европы? В министерстве иностранных дел и в государственной канцелярии в один голос говорят, что невозможно выбирать себе сообщников по всему миру. «Филиппинский президент Родриго Дутерте представляет из себя отличный пример непредсказуемого государственного лидера, — говорит один из ведущих немецких дипломатов, — но Филиппины — это не США».