Кремль заявляет, что ему удалось выиграть санкционную войну с Западом, указывая на существенное повышение показателей в сельскохозяйственном секторе. Но это лишь часть правды.
Когда в 2014 году Запад ввел против России санкции, а Москва ответила ему торговым эмбарго, подавляющее большинство политиков и экспертов полагали, что Москва навредила себе еще больше, отказавшись от продуктов питания из Евросоюза. Но спустя менее двух лет Кремль настаивает на том, что эти санкции привели к активизации нового поколения фермеров-стахановцев, которые не прекращают ставить новые рекорды и добьются перехода страны на полное самообеспечение уже к 2020 году.
Героические истории Кремля о самообеспечении нельзя назвать чистой пропагандой в советском стиле — то есть абсолютной выдумкой, призванной убедить Запад в том, что его санкции оказались бессмысленными. Зависимость от продукции иностранного производства резко снижается, и некоторые секторы сейчас действительно переживают расцвет. Главными примерами успеха стали свиноводческие фермы и гигантские зерновые поля. Отсутствие конкуренции со стороны Евросоюза привело к тому, что фермеры России стали выращивать гораздо больше свиней.
Однако приписывать расцвет российского сельского хозяйства действию санкций было бы ошибкой. Умелое управление земельными угодьями и погода сыграли гораздо более значительную роль в превращении России в крупнейшего в мире экспортера пшеницы. Более того, все разговоры правительства о положительных результатах санкций помогают отвлечь внимание общественности от главного негативного аспекта, а именно от роста цен на продукты питания, широкое распространение контрафактной продукции и слабого рубля, который нанес сильный удар по покупательной способности.
Россияне любят продукты, «сделанные в России»
Президент России Владимир Путин возглавил кампанию по переходу на самообеспечение, заявив, что экспорт продуктов питания приносит России больше доходов, чем экспорт оружия. Он даже пообещал сделать Россию крупнейшим в мире поставщиком органических продуктов питания, возможно, развязав кулинарную холодную войну с мегафермами США, использующими массу достижений биоинженерии.
Министр сельского хозяйства Александр Ткачев уловил этот новый настрой, заявив в конце сентября, что запрет на ввоз в Россию продуктов питания из Евросоюза оказывает настолько положительное влияние на сельскохозяйственный сектор России, что ему хотелось бы, чтобы санкции сохранялись как можно дольше. «Мы заинтересованы в том, чтобы они сохранились еще на пять лет, — сказал он в интервью телеканалу „Россия 24“. — Российские потребители радуются, видя произведенные в России товары на прилавках магазинов».
Россия не смогла полностью избавиться от продуктов иностранного производства на полках супермаркетов, однако теперь она в гораздо большей степени готова обеспечивать себя самостоятельно. В 2013 году, до введения западных санкций и ответного торгового эмбарго, Россия импортировала 35% продуктов питания. В 2015 году эта цифра снизилась до 28%. А в 2016 году, согласно предварительным данным, она упала до 24% в первом квартале и на 22% во втором.
Там, где Москва столкнулась с нехваткой продукции — это касается в первую очередь фруктов и молочной продукции — она занялась поисками новых торговых партнеров. Россия одобрила импорт молочной продукции из Новой Зеландии и рассматривает возможности инвестиций со стороны Вьетнама и Таиланда.
Обратная сторона
Несмотря на оптимистичные высказывания Путина и Ткачева, Москва следует довольно рискованной стратегии. Санкции в совокупности с падением цен на нефть нанесли серьезный удар по российской валюте, что привело к росту цен на продовольственные товары на 14% в 2015 году. В июне 2015 года овощи и фрукты стоили в среднем на 22,8% больше, чем годом ранее, согласно данным Росстата.
Поскольку продукция российского производства доступна всего три месяца в году вследствие климатических условий, Россия импортирует 90% фруктов, о чем сообщает российский сельскохозяйственный регулятор, Россельхознадзор. В среднем за 2015 год цены на фрукты выросли на 30-50%. Стоимость апельсинов скакнула на 58%.
Хотя за последние несколько месяцев цены на продукты питания стабилизировались, их высокая стоимость обернулась ощутимым бременем для семейных бюджетов. В первой половине 2016 года, как сообщает Росстат, семьи тратили в среднем 33,5% своих доходов только на продукты питания. Для сравнения в Великобритании эта цифра составляет 11%.
Кроме того, в верхнем эшелоне рынка активизировались мошенники, которые воспользовались кампанией по уничтожению незаконно ввезенных в страну французских сыров, заменяя настоящие сыры подделками. В октябре 2015 года Россельхознадзор выяснил, что в некоторых регионах страны до 78% продаваемых сыров были контрафактными. (Однако это агентство быстро отказалось от своих заявлений, после того как в СМИ и в обществе поднялся серьезный шум.)
Тем не менее, Россия продолжает позиционировать себя как победителя, указывая на то, что ей удалось существенно повысить объемы внутреннего производства и превратиться в сельскохозяйственный центр силы.
«Одно из положительных последствий антироссийских санкций и ответных мер России заключается в том, что страна начала уделять больше внимания сельскому хозяйству и теперь способна самостоятельно производить практически любые продукты питания», — сказала представитель Министерства сельского хозяйства России, добавив, что в 2015 году рост в сельскохозяйственном секторе составил примерно 3%.
Посол России в Евросоюзе Владимир Чижов тоже утверждает, что Евросоюз проигрывает санкционное противоборство.
«Российскую экономику вряд ли можно назвать разбитой вдребезги, — сказал он. — Многие из наших отраслей, в особенности сельское хозяйство, сейчас показывают лучшие за долгое время результаты. Между тем, именно члены Евросоюза, которые добровольно отрезали себя от российского рынка, продемонстрировали снижение своей конкурентоспособности по сравнению с их международными соперниками».
Расцвет свиноводства
Возможно, самых заметных успехов Россия добилась в области свиноводства.
В 2013 году Россия импортировала 868 тысяч тонн свинины, по данным Министерства сельского хозяйства США. К 2015 году России удалось наполовину снизить свою зависимость от импортной свинины, импортировав всего 408 тысяч тонн. Объемы производства свинины выросли на 9% с 2013 по 2015 год, хотя эта тенденция наблюдалась задолго до введения западных санкций.
В октябре Ткачев объявил о том, что России больше не нужно импортировать свинину. Теперь Россия рассматривает возможности самой стать экспортером свинины — в основном для Китая — и эту идею активно продвигают такие крупные компании, как «Черкизово». Для этого России нужно будет предоставить китайским надзорным органам все необходимые доказательства того, что российские свиньи не заражены африканским свиным гриппом.
На первый взгляд, вино отечественного производства тоже будет иметь успех на рынке, хотя вина, производимые в Евросоюзе, не запрещены к ввозу в Россию. Как сообщают федеральные статистические службы, в прошлом году объемы производства вина и другой алкогольной продукции выросли на 25%, и в этом году ожидается такой же рост, с учетом присоединения Крыма к России.
Производство вина — это довольно сложный вопрос в России: в прошлом страна производила примерно четверть от своих потребностей. Кроме того, российское вино довольно трудно классифицировать, поскольку зачастую его делают из импортного винограда, который перерабатывается за границей, а затем разливается в России. По словам экспертов, молдавское вино, которое сейчас запрещено в России, до сих пор попадает на российский рынок через Абхазию — непризнанное государство на побережье Черного моря, которое Грузия считает незаконно оккупированным Россией. (Подобным же образом многие продукты питания, произведенные в Евросоюзе, попадают на российский рынок через Балканы или Белоруссию.)
Кроме того, показатели роста в сельском хозяйстве, о которых сейчас много говорят, вряд ли должны кого-то удивлять, учитывая колоссальные успехи хозяйств по выращиванию зерна. Россия стала одним из главных поставщиков пшеницы в мире, обогнав в этом смысле США. В этом году, вполне возможно, ей удастся обогнать Евросоюз, где урожаи зерна во Франции были уничтожены неблагоприятными погодными явлениями. Путин заявил, что в этом году урожай станет рекордным, достигнув 115 миллионов тонн зерна — для сравнения в прошлом году эта цифра равнялась 104,8 миллиона тонн. Тем не менее, по мнению экспертов, этот успех России почти никак не связан с санкциями: он объясняется умелыми инвестициями российских фермеров и умелым управлением землей, а также благоприятной погодой.
По мнению Натальи Орловой, ведущего экономиста «Альфа-Банка», есть еще одно объяснение росту возможностей России самостоятельно обеспечивать свои потребности в продуктах питания: снижение уровня потребления.
Возьмем, к примеру, свинину: в 2013 по 2015 год в целом уровень потребления свинины в стране снизился на 7,7%, и, согласно прогнозам, в 2016 году он продолжит падать. Поскольку экономика России переживает тяжелые времена, а реальные доходы семей снижаются, россияне перешли с более дорогого мяса на мясо птицы.
«Когда Россия ввела контрсанкции, некоторые отрасли экономики от этого выиграли, — отметила Орлова. — Некоторые секторы воспользовались санкциями на импорт и падением курса рубля, и смогли извлечь из этого значительную и устойчивую выгоду. Именно так и случилось со свиноводством».
«Однако, я думаю, положительный эффект будет нейтрализован. Население стало беднее из-за падения курса рубля и из-за того, что экономика страны не растет. Поскольку бедные становятся еще беднее, они потребляют меньше товаров и выбирают более дешевые продукты. И это находит отражение в общих показателях: объемы потребления снижаются. Поэтому даже если один сектор выигрывает, другие проигрывают».