Американцы выбрали 44 президента за последние 228 лет. Многие из них были были скорее посредственными, некоторые даже сомнительными персонажами, они были справедливо преданы забвению. Но несколько президентов —республиканцев и демократов — стали исключением, в их честь возведены памятники в американской столице: ими были Джордж Вашингтон, Томас Джефферсон, Авраам Линкольн, Франклин Рузвельт. Убитый Джон Кеннеди был удостоен очень солидной могилы в Арлингтоне, на противоположной стороне реки Потомак, а в честь Рональда Рейгана назван Вашингтонский аэропорт. Политику этих государственных деятелей можно оценивать по-разному. Но то, что они творили мировую историю, — неоспоримый факт.
Тому, кто борется за пост президента Соединенных штатов, хорошо бы знать, с кем придется тягаться. Из двух кандидатов, представленных к выборам в будущий вторник, только один может с полным правом претендовать на победу и достоин поста президента — это Хиллари Клинтон. Лидер демократов отличается сильным характером и с точки зрения политики не является безупречным кандидатом. И, возможно, партия могла бы приложить больше усилий в поиске кандидата, а не выдвигать того, кто представляет интерес для криминальной полиции. Но нет сомнений в том, что у Клинтон достаточно знаний, интеллекта и опыта для того, чтобы управлять Америкой. Нет, она не начнет третью мировую войну с Россией, как любят фантазировать некоторые европейские интеллигенты.
Пропасть, разделяющая Клинтон и Трампа, крута и бездонна
Станет ли президентство Клинтон по-настоящему великим, заслуживающим возведения монумента или хотя бы присвоения названия аэропорту, — пока неясно. В историю Клинтон попала бы уже просто потому, что стала бы первой женщиной-президентом США. Когда так говорят, это всегда звучит немного вынужденно, но это конечно же не так; так же мало это похоже на правду, как и в случае с Бараком Обамой, когда было очевидно, что он станет первым афроамериканцем-президентом США.
Необязательно симпатизировать Клинтон, чтобы предпочесть ее на президентском посту. Ее можно считать жаждущей денег и власти интриганкой — и тем не менее пропасть, отделяющая ее от ее противника-республиканца Дональда Трампа, крута и бездонна. Выборы 8 ноября важны настолько, насколько только можно себе представить: от них зависит дух Америки, ее внутреннее единство, а также ведущая роль на мировой арене. К тому же, в редких случаях было настолько очевидно, кто же больше достоин президентского поста.
Дональд Трамп — единственная политическая дерзость
Республиканцы выдвинули от своей партии человека, во всех отношениях неспособного быть президентом. Здесь ни к чему приводить весь список политических и человеческих недостатков Трампа, достаточно понять одну вещь: кандидат, которого предлагает гражданам Америки и всему миру Великая старая партия (англ. Grand Old Party), это перебор, это политическая дерзость, подлость по отношению к старинной партии и должности президента, которую некогда занимал политический гений Авраам Линкольн, и в которую сегодня пытаются возвести самовластного и легкомысленного любителя игры в гольф.
Но вот в чем парадокс: все это хорошо известно. И тем не менее, незадолго до решающего дня выборов остается открытым вопрос, кто же победит; все-таки 40% американцев готовы сделать президентом болтливого шарлатана — это явно странное положение дел. Даже если победит Клинтон, более чем четверо из десяти избирателей во вторник отдадут свои голоса Трампу.
В свете такого мрачного положения дел логично задать следующий вопрос: почему, собственно, половина американцев так прониклась к Трампу? Это глупость? Искушение? Ярость?
Страна Клинтон vs. Страна Трампа
Все это совершенно точно сыграло роль в карьерном взлете Трампа. Однако более важным вообще-то является следующий вопрос: если половина Америки голосует за Трампа, о чем это говорит в отношении того «целого», которое теперь полностью разделено? Существует ли вообще «Америка»? Или Соединенные штаты не так давно распались на два режима существования, которые условно можно назвать страной Клинтон и страной Трампа, и жители этих «стран» хоть и имеют одинаковые паспорта синего цвета, но в обычной жизни их больше не объединяет ничего, кроме глубокого взаимного презрения?
Люди в стране Трампа и стране Клинтон говорят по-разному, едят по-разному, живут в разных городах и отдают детей в разные школы. Они строят свою картину мира, собирая информацию из разных СМИ, у них разные мнения, и, прежде всего, со временем у них сформировалось разное восприятие правды и лжи. Что в стране Клинтон считается священной истиной, в стране Трампа — грязная ложь, и наоборот.
Существует множество границ, разделяющих эти две «страны» — экономическая, религиозная, этническая, социальная, культурная и политическая. Грубо говоря, в стране Клинтон живут обеспеченные, образованные, белые либералы, а также меньшинства, латиноамериканцы и афроамериканцы. В стране Трампа живет бедный слой белого рабочего населения, уничтожаемый глобализацией, и измученный средний класс, который ужасно боится такой же участи.
Трамп со всей силы разорвал общество по швам
Неслучайно Трамп так яростно высказывался против истеблишмента, против нелегальных мигрантов из Мексики и (косвенным образом) против афроамериканцев; неслучайно называл Клинтон «глобалисткой» и «космополиткой». И неслучайно эту злостную пропаганду так жадно впитывали сторонники Трампа, долгое время чувствовавшие себя обделенными, и не всегда без повода, и брошенными на произвол судьбы элитой «левых» в стране Клинтон. Трамп нащупал слабые места в швах, скрепляющих американское общество. А потом со всей силой разорвал его по этим швам.
Если все действительно так, то Америка столкнулась с гораздо более серьезной проблемой, чем Дональд Трамп. Тогда Трамп — это не болезнь, а лишь симптом. Тогда целое поколение политиков — демократов и республиканцев — не справились с задачей сохранения целостности страны и общества. Тогда это означает, что большая часть американцев отреклась от той Америки, какой она была долгое время и о какой они мечтали. И тогда Дональд Трамп — это только начало.