В понедельник, 7 ноября, Михаил Саакашвили сделал то, чего от него уже давно ожидали: подал в отставку с должности главы Одесской областной госадминистрации. Свой уход экс-президент Грузии объяснил отсутствием реформ, коррумпированностью власти и «крышеванием» президентом Украины двух криминальных кланов в Одесской области. Таким образом он бросил вызов не столько системе, сколько лично Петру Порошенко. Отныне у главы украинского государства есть сильный оппонент, способный сплотить вокруг себя недовольных нынешней властью.
Конец «грузинского чуда»
Отставка Саакашвили подвела черту в двухлетнем «грузинском» периоде украинской политики. После победы Евромайдана в Киев была приглашена целая команда реформаторов из Грузии, которые стали визитной карточкой новой властина Украине. Министр здравоохранения Александр Квиташвили, заместитель министра внутренних дел Эка Згуладзе, заместитель генпрокурора Давид Сакварелидзе и губернатор Михаил Саакашвили символизировали желание Петра Порошенко и его команды повторить успех Грузии. Но чуда не произошло.
Грузинские «легионеры» столкнулись с украинской реальностью: коррупцией, круговой порукой, отсутствием воли высшего руководства что-либо менять в стране. Представители грузинской команды не единожды публично критиковали и президента Порошенко, и тогдашнего премьер-министра Яценюка, и их соратников. Апогеем этого противостояния стала публичная перебранка Михаила Саакашвили и Арсена Авакова, в которой министр внутренних дел призвал экс-президента Грузии «убираться из страны», а присоединившийся к нему Арсений Яценюк назвал Саакашвили «гастролером».
Так или иначе, но уход грузинских реформаторов был прогнозируем. Если они и хотели изменить систему, то это было не в их силах. Без участия парламента, правительства, президента и прокуратуры сделать это было невозможно. А после подачи электронных деклараций чиновниками и политиками стало очевидным, что менять систему никто и не собирается. Зачем избавляться от курицы, несущей золотые яйца?
Рождение грузинской оппозиции на Украине
Экс-президент Грузии, очевидно, рассчитывал на поддержку Петра Порошенко. В том числе и в реализации своих планов в Одесской области. Однако ее он не получил. Во время затяжного конфликта Порошенко и Яценюка он, как говорили, надеялся получить портфель главы правительства Украины. Действительно ли Петр Алексеевич обещал ему кресло премьер-министра — неизвестно. Но после отставки Яценюка стало очевидным, что Саакашвили просто использовали в политической игре, целью которой было смещение с должности Арсения Петровича.
Чего хочет Михаил Саакашвили на Украине? Наверняка реализации своих амбиций. А точнее — политической сатисфакции. Новая политическая сила с ним во главе не будет похожа ни на Радикальную партию Олега Ляшко, ни на «Батькивщину» Юлии Тимошенко. Да, Саакашвили порой ведет себя как отпетый популист. Да, в его команде много людей, вызывающих недоверие и раздражение. Да, большинство его обещаний на посту одесского губернатора остались нереализованными. Но за спиной Саакашвили остается опыт успешных реформ в Грузии и поддержка США.
Петру Порошенко будет непросто мериться политическими силами с Михаилом Саакашвили. Одни только обвинения в покровительстве криминальных кланов Одесской области требуют от главы украинского государства быстрых и четких ответов. Отныне Саакашвили для Петра Порошенко — не просто политический спарринг-партнер. Он — конкурент в борьбе за власть в стране. А 7 ноября стало днем рождения новой оппозиции на Украине — «грузинской».