Во вторник американские граждане пойдут на избирательные участки, чтобы сказать свое слово, и исход все еще не ясен. Решающее значение будет иметь явка избирателей, обе стороны работают до последнего. Но настоящие трудности настанут после дня выборов.
Подошла к концу самая жесткая, изматывающая и разоблачающая предвыборная кампания современности, и вот день настал.
Американцы идут голосовать, и похоже, что 45-м президентом станет Хиллари Клинтон. Она будет первой женщиной на этом посту. Большинство опросов показывают, что она лидирует как на национальном уровне (в среднем на 2%), так и в отдельных штатах, чьи голоса на практике решают исход выборов.
Судя по данным статистики, у Дональда Трампа тоже есть шанс победить, хотя и весьма ограниченный. Для этого ему нужно оказаться лидером во всех штатах, где сейчас мнения разделились примерно поровну, а также еще где-нибудь. До сих пор появляются анализы распределения голосов по штатам и избирательным округам при разной явке разных групп избирателей.
Явка станет определяющим фактором на этих выборах, и ее трудно предугадать. Сколько человек проголосует?
Более 42 миллионов американцев уже сделали это, и есть признаки того, что на нынешних выборах голосует рекордное количество латиноамериканцев, в том числе в «свинговых штатах», таких, как Флорида и Северная Каролина. Это говорит в пользу Клинтон, но Трамп может противостоять ей рекордным числом малообразованных белых избирателей.
Однако нельзя забывать, что, несмотря на пристальное всеобщее внимание, которое привлекли к себе предвыборные кампании, на выборах президента редко голосуют больше шести из каждых десяти граждан. И это неудовлетворительная оценка функционирования американской демократии.
Эксперты пытаются сгладить нервозность, возникшую наряду с подозрениями, что опросы не отражают истинного положения вещей, и в стране имеются скрытые резервы поддержки Трампа, в связи с чем можно ожидать потрясения, сопоставимого с Брекситом. Директор исследований в Pew Research Center Кортни Кеннеди (Courtney Kennedy) утверждает, что профессиональные исследования общественного мнения в США лучше, чем в Британии, в том числе и потому, что у американцев более детализированная выборка, дающая более прочную статистическую основу. Вряд ли сторонники Трампа прежде скрывали, кого поддерживают: они этого совсем не стыдятся, в чем можно убедиться, отъехав всего пару часов от либеральных больших городов.
Скоро мы все узнаем, и США перевернут новую страницу своей истории.
Длительные предвыборные кампании окончены, но после них осталась страна, расколотая сильнее, чем когда-либо прежде. Ей нанесены раны, заживление которых займет много лет. Между людьми и их взглядами на США и весь остальной мир появились резкие разделительные линии, и они проходят вдоль образовательных, расовых, географических и в некоторой степени гендерных границ. Поляризацию усиливает и тот факт, что многие общаются лишь с теми, кто разделяет их взгляды, что особенно характерно для меньшинств. Количество площадок для цивилизованного обмена мнениями сокращается.
Кто бы ни принял на себя руководство Белым домом, он окажется в стране, где половина населения будет смотреть на нового президента крайне негативно и даже с ненавистью.
Вместе с тем, среди американцев снижается уровень доверия к органу, который мог бы стать мостиком к переменам и реформам, — Конгрессу США. Его не без причины считают неспособным на активные действия и совершенно не эффективным. С другой стороны, ничто не намекает и на то, что в Конгрессе усилилась склонность к консенсусу.
Не будет преувеличением сказать, что американская демократия находится в кризисе. Избиратели или бросают вызов ее основным органам, или дистанцируются от них.
И в ночь на среду мы узнаем, кому предстоит спасать США из этого кризиса.