Кишинев — В Молдавии, где 30 октября прошли президентские выборы, закон позволяет Центральной избирательной комиссии (ЦИК) озвучить результат голосования через 48 часов после закрытия избирательных участков. И ЦИК воспользовался этой отсрочкой в полной мере: при том, что 99% бюллетеней были обработаны уже утром 31 октября, официальные цифры общественность узнала только через два дня. Молдавию ожидает второй тур выборов, поскольку лидирующие кандидаты не набрали необходимого большинства голосов: социалист Игорь Додон получил 47,98%, правоцентристка Майя Санду — 38,71%.
Местные реалии
Президентские выборы вместе с электоральным периодом по своей неоднозначности вполне под стать специфической ситуации, в которой пребывает сама Молдавия. Политический, экономический и социальный кризис чем далее, тем более истощает терпение граждан. Тотальная коррупция во власти и скандальное хищение миллиарда из госказны привели к длительным массовым протестам в прошлом году.
Люди требовали роспуска парламента, отставки правительства, президента и других представителей власти, а также наказания для коррумпированных госчиновников и виновных за «кражу века». Итогом стало лишь низвержение крупного молдавского олигарха и экс-премьера Влада Филата, оказавшегося в тюрьме и осужденного — нет, не за вывод миллиарда, а за взяточничество по обвинению миллионера Илана Шора, мужа певицы Жасмин.
Илан Шор
Илан Шор нынешним летом и сам оказался под арестом по обвинению в банковских махинациях, связанных с достославной кражей. Но не по обвинению в краже! Если совсем точно, то непосредственных обвинений в миллиардном хищении не было предъявлено никому, а гигантская для Молдавии сумма стала частью государственного долга, то есть долгом населения.
Даже обывателю очевидно, что в достославной краже замешано едва ли не все тогдашнее руководство страны и ряд крупных финансистов и политиков. Задержанный нынешним летом в Киеве и экстрадированный на частном самолете в Кишинев банкир Вячеслав Платон сообщил в письменном интервью, что миллиард умыкнул Влад Плахотнюк, а работал над этим Илан Шор.
Фигуры олигарха Влада Плахотнюка мы коснемся далее, а пока отметим возможную причастность к «сравнительно честному отъему» денег у населения почти всех заметных кандидатов в президенты Молдавии на проходящих выборах. Исключение может составить разве что парочка независимых кандидатов, чье присутствие в электоральной гонке скорее вызывает недоумение, чем интерес — пятеро из девяти претендентов набрали голосов примерно столько же, сколько подписей в свою поддержку для права баллотироваться (необходимо 15 тысяч), или даже менее того.
Внешние интересы
Российская военная база со времен развала Союза и приднестровского конфликта расположена на левом берегу Днестра, а непризнанное Приднестровье служит постоянным рычагом давления и на молдавское, и на европейское, и на американское руководство, и на стратегические амбиции НАТО.
Европа и США прилагают немало усилий, чтобы сохранить Молдавию в ареале своего влияния — договор об ассоциации с ЕС подписали, предоставили Молдавии безвизовый режим в приоритетном порядке. Молдавские и натовские войска то и дело проводят совместные учения, в республике уже организуются базы по стандартам Североатлантического альянса.
Молдавия со времен президентства Владимира Воронина, умело лавировавшего между внешними геополитическими силами, перестала вести в достаточной мере самостоятельную политику. В результате ее независимость и экономика оказались под определенной угрозой с разных сторон.
Например, при открытии для иностранных покупателей земельного рынка в Молдавии будет выкуплена львиная доля земель, большинство из которых предполагается «заморозить», что приведет к упадку основной отрасли, кормящей страну, — сельского хозяйства. Описывать последствия излишне. По неофициальным данным, подобное уже имеет место при скупке данного ресурса через подставных лиц.
Опасения экономистов понятны, особенно если учесть слабую конкурентоспособность молдавских продуктов на фоне импорта европейского пищепрома, который хлынет в Молдавию очень скоро и неизбежно подавит местных производителей. Собственно, турецкие овощи и фрукты уже доминируют на рынке Молдавии, где аграриям не хватает средств на развитие своих производств, а 1 ноября Турция начинает вести торговлю беспошлинно. Местной экономической политики и поддержки своих предпринимателей руководство республики не осуществляет.
Хозяин страны
К страху перед дальнейшим обнищанием, нестабильностью и коррупцией примешивается укоренившаяся привычка молдаван рассчитывать на решение проблем не своими силами, для чего, как утверждают многие экономисты, ресурсы все еще есть, а с внешней помощью, от сильного и богатого «покровителя» вроде Брюсселя, Москвы или Вашингтона. Вот, мол, придут, дадут денег, порядок наведут, и настанет не жизнь, а благодать.
На этой же концепции держится официальный курс и молдавской власти, и оппозиции. В результате всех кандидатов в президенты на нынешних выборах в Молдавии можно именовать чьим-то иностранным проектом — хоть российским, хоть американским, хоть европейским. Исключение составляет пара независимых кандидатов.
Финансы богатых молдаван в Молдавии не базируются, а по большей части пребывают в иностранных банках и активах — скажем, европейских, оффшорных. О зарубежных богатствах первого олигарха республики Влада Плахотнюка ходят легенды. Учитывая одиозность слухов о том, кого порой называют «хозяином Молдавии», можно сказать, бизнесмен и политик Плахотнюк — фигура почти мистическая.
Влад Плахотнюк
Несколькими гражданствами молдаван не удивишь, но вот посмаковать историю о том, как он упек в тюрьму своего главного конкурента олигарха-премьера Влада Филата, в Молдавии очень даже любят. Владу Плахотнюку приписывают договоренности с оппозицией в лице главы левой «Нашей партии» Ренато Усатого (в прошлом российский бизнесмен и нынешний сторонник Кремля), главного социалиста Игоря Додона и лидера правых проевропейских оппозиционеров Андрея Нэстасе.
Три разноплановых объединения возглавили протесты, в результате которых Влада Филата и арестовали. Причем наибольшие дивиденды достались именно Владу Плахотнюку, с пути которого был окончательно сметен главный оппонент, конкурент и противник в бизнесе и политике. Ренато Усатый не раз обвинял Игоря Додона в аффилированности Плахотнюку и сообщал о крупных суммах денег, которыми снабжал социалиста олигарх.
Влад Плахонюк после вхождения в парламент в качестве зампреда Демпартии получил прозвище «Кукловод», поскольку ему приписывают контроль и над рядом оппозиционных политических формирований, и над либералами, и над депутатами других парламентских партий. Что касается демократов, то, по общему мнению, именно Влад Плахотнюк является фактическим руководителем их организации.
Считается, что все госруководство выполняет прямые директивы Влада Плахотнюка, владельца огромных капиталов, недвижимости, производств и СМИ, которого в прессе все реже и реже стали называть бизнесменом с сомнительной репутацией.
Предвыборные игры
При уровне доверия к власти в Молдавии около 2% Мариан Лупу, кандидат в президенты от демократов, начал кампанию с рейтингами, до нелепости низкими. Шансов на победу ему не прочил никто, но за месяц его показатели взлетели в несколько раз.
Финансовые вложения в кампанию Лупу были, очевидно, весьма внушительными (задекларировано 24 250 150 леев, или немного более миллиона евро), да и на многочисленных телеканалах Влада Плахотнюка лицо первого демократа мелькало регулярно. К успеху Лупу относят использование административного ресурса. Например, шесть мэров и пять муниципальных советников в период электоральной гонки ушли из опальной ЛДПМ Влада Филата к демократам.
Кандидат Майя Санду открыто обвинила Демпартию в давлении на избирателей, в том числе посредством шантажа и угроз открытия уголовных дел. В свою очередь демократы пожаловались в ЦИК на Майю Санду, Игоря Додона и Андрея Нэстасе, скрывающих, по мнению конкурентов, истинные затраты на предвыборную кампанию — тяжкое обвинение! При сходных обстоятельствах на парламентских выборах партия Ренато Усатого была исключена из бюллетеней за неделю до голосования.
Однако, к вящему недоумению молдаван, из гонки на финишной неделе выбыл Мариан Лупу, чья популярность росла день ото дня. Он сам снял кандидатуру, и, как сообщили позднее, это решение в партии не обсуждалось.
Тогда можно ли считать данный выход из гонки заранее подготовленной интригой на пользу Майе Санду? Консолидация правых сил позволила Санду выйти в лидеры выборного процесса. Этому же способствовало снятие кандидатуры Андрея Нэстасе, очень серьезного конкурента, равного фаворитке «забега». Нэстасе, заработавший солидную известность, влияние и политический капитал на протестных выступлениях, выгодно отличался от Санду еще и полной непричастностью к молдавской «краже века». В середине дня выборов, 30 октября, и Майя Санду, и Влад Плахотнюк анонсировали второй тур.
Кто такая Майя Санду?
Красивая 44-летняя брюнетка появилась в правительстве Влада Филата в качестве министра просвещения. Ей до сих пор поминают провальное руководство ведомством. Затем она трудилась уже в самом правительстве, и недавно одиозный кандидат от либералов Михай Гимпу напомнил о ее голосовании по миллиарду: «С самого начала Майя Санду знала, что эта сумма будет переложена на ценные бумаги. Госпожа Майя Санду и все члены правительства того периода во главе с Лянкэ знали, что эти деньги будут превращены в государственный долг».
Майя Санду парировала: председатель Нацбанка был ставленником либералов, и у самих, мол, рыльце в пушку. Экс-премьер Юрий Лянкэ, кстати, тоже баллотировался в президенты, но кандидатуру снимать не стал. Впрочем, его 3% едва ли стали солидной оттяжкой голосов.
Экс-министра Санду называют американским «фейсбуковым» проектом, и, по слухам, именно из Вашингтона поступило указание лично Владу Плахотнюку отозвать кандидатуру Лупу в пользу бывшей сотрудницы Всемирного банка в США. Злые языки утверждают также, что американцы шантажируют Плахотнюка его же западными капиталами и заведенными на него уголовными делами, а возмущенный олигарх, выполнив требование, велел членам Демпартии голосовать не за Санду, а за Игоря Додона.
В действительности о Майе Санду вполне можно говорить как о «раскрученном» персонаже, поскольку особо популярной фигурой она не являлась — правительственный функционер с европейским имиджем, не более.
Незадолго до выборов всплыла информация о встрече Санду с Ангелой Меркель, где она пообещала якобы для преодоления демографического кризиса в республике принять 30 тысяч беженцев с Ближнего Востока. Молдаване ужаснулись: как говорится, самим жрать нечего, треть страны трудится за кордоном, миллиард из казны украден и на него еще пахать и пахать, а тут такое «пополнение» да еще с дурной славой.
То и дело возникали намеки на нетрадиционные взгляды госпожи Санду. В ее поддержку в соцсетях разместила пост Анжелика Фролова, одна из руководителей главной ЛГБТ-организации в Молдавии. В консервативной Молдавии таких дел не приветствуют! А тут еще зрелая дама, но без детей и семьи. К тому же соцопросы показали, что подавляющее большинство молдаван женщину-президента видеть не желает.
Тем не менее, свои 38,71% Санду на выборах взяла и во второй тур прошла. И сразу, не дожидаясь официального результата, по-хозяйски потребовала у парламента срочно принять кое-какие законы. Скажем, внести изменения в Конституцию по вопросу назначения генпрокурора, чтобы получить внешнее финансирование и поправить положение электорального кодекса, дабы власти не чинили препятствий молодежи при голосовании. Молдавская молодежь на выборах, кстати, активности не проявила в принципе. А Санду предложила позволить студентам голосовать по месту учебы, что сразу дает возможность молодому избирателю проголосовать более чем в одном месте.
Проценты и ставки
По соцопросам, проведенным в начале электорального периода, большинство молдаван уверены в фальсификации выборов. Один из самых популярных методов называется «карусель», когда избиратели голосуют несколько раз. Журналисты нашли десятки «мертвых душ» в списках ЦИК, а жалобы граждан по телефону «горячей линии» подтвердили этот факт. По различным оценкам, население Молдавии не может превышать 3,5 миллиона человек, а ЦИК умудрился насчитать 3,2 миллиона избирателей.
30 октября в 21:00 начался подсчет голосов. Через час было обработано уже 30% бюллетеней, еще через час — 75%, а к полуночи ЦИК осталось досчитать всего 1%. Первоначальный показатель Игоря Додона составил боле 55% голосов, и сторонники социалистов приготовились торжествовать. Эксперты охладили их пыл, верно предугадав, что доля Додона снизится за ночь до 48%.
Экспертов насторожило, что в ходе обработки значимо меняются лишь показатели фаворитов — проценты Додона от часа к часу скатывались вниз, а доля голосов Майи Санду возрастала. К полуночи были подсчитаны почти все голоса, и утром следующего дня количество обработанных бюллетеней замерло на отметке 99,47%, продержавшись на таком уровне два дня. Игорю Додону досталось 48,22%, Майе Санду — 38,43%. Это означает, что президентом Молдавии станет победитель второго тура голосования, поскольку ни один из конкурентов не набрал заветные 50% плюс один голос.
Личности и прогнозы
Дмитрий Чубашенко, кандидат от «Нашей партии» Ренато Усатого, сразу по завершении выборов обвинил власти в фальсификации в пользу Додона. Усатый же оперативно ретировался в Москву, когда на предвыборной неделе был выписан ордер на его арест. Экс-президент Владимир Воронин сказал, что не подаст руки будущему президенту, будь то Майя Санду или Игорь Додон. (Коммунисты выборы бойкотировали, как и партия арестованного Илана Шора, и призвали избирателей на второй тур не ходить.)
Относительно личности Игоря Додона существует немало сомнений. Он был близок к Владимиру Воронину во время его президентства и покинул прежнего шефа и покровителя, когда тот оказался в оппозиции. Фактически Додон, как и Плахотнюк, тоже откупил себе партию, а его успех на парламентских выборах базируется на открытой помощи Москвы. И если Майя Санду, по общему мнению и даже по признанию единомышленников, является «американским проектом», то Додона можно назвать проектом Кремля.
Ни та, ни другая победа не сулит Молдавии реальных надежд на скорое благополучие. Во втором туре шансы обоих кандидатов почти равны. Разница в 10% по первому голосованию и предположительно меньшая явка во втором туре (первая составила около 49%) значительно снижают возможность фальсификации, когда нужно лишь простое опережение, а добавить кандидату более 5-6% крайне сложно.
Однако «левый» фланг весьма разобщен и пока единомышленники Додона не выразили готовность его поддержать, хотя он обратился к ним с просьбой о помощи и собрался навестить в Москве Ренато Усатого. В то же время правые, при постоянном противоборстве в собственных рядах, не раз демонстрировали способность консолидироваться по принципу «поссоримся потом, над трупами поверженных врагов».
Майя Санду уже запустила новую волну в предвыборной агитации: она появилась в желтом шарфе в окружении коллег с желтыми лентами на одежде, что в США считается знаком поддержки военных. Эти же символы памятны многим со времен участия Тимошенко и Ющенко в киевском Майдане. По слухам, в компанию Санду «Желтый код» уже вовлекают работников некоторых предприятий под угрозой увольнения.
Экс-президент Румынии Траян Бэсеску прогнозирует победу дамы-кандидата с показателем 53%.
Игорь Додон успел заявить в СМИ: «Президент не имеет полномочий для изменения геополитического вектора».
Второй тур голосования за кандидатов в президенты Молдавии пройдет 13 ноября.