Лично Дональд Трамп и Владимир Путин никогда не встречались. Несмотря на это? они за прошедшие полгода по мере возможности обменивались комплиментами через СМИ. Путин охарактеризовал Трампа как «яркую личность» и заявил, что если кандидат от республиканцев хочет опять привести в порядок отношения с Россией, то он с московской точки зрения может это только приветствовать. Трамп в свою очередь называл Путина «сильным лидером», которого уважают в мире.
В своем поздравительном послании победителю выборов Путин выразил надежду на то, что российско-американские отношения будут выведены из кризисного состояния/ и что будут найдены «эффективные ответы на вызовы глобальной безопасности». Конструктивный диалог на принципах равноправия и взаимного уважения отвечает интересам обеих стран и всего мирового сообщества, — говорится в сообщении, опубликованном утром Кремлем.
Однако это еще не означает, что с президентом Трампом начинается новая эра в российско-американской дружбе. Правда, во время предвыборной кампании он намекал, что не чувствует себя обязанным быть приверженным сторонником действующих принципов американской внешней политики. И что он мог бы быть готов к отказу от западных позиций, как, например, обязательная поддержка НАТО. Если Россия нападет на балтийские страны, то пусть те сначала скажут, что они до сих пор сделали для НАТО, прежде чем Америка вступится за них.
Трамп даже уже угрожал сбивать российские самолеты
Во многих противоречивых выступлениях Трампа была, однако, и однозначно белее жесткая риторика в отношении Москвы, чем, например, у Барака Обамы. В мае он заявил, если российские истребители слишком близко подлетят к американским военным — что бывало часто — то он прикажет сбить их. Если Путин не даст себя убедить в том, что так поступать нельзя, то будет приказ — огонь!
В предвыборном клипе, который Трамп опубликовал в начале года в интернете, Путин приравнивался к «ИГИЛ» (террористическая организация, запрещенная в РФ — прим. перев.), как самая большая угроза для Соединенных Штатов. Трамп критиковал также и политику Москвы в отношении Украины, но одновременно пояснил, что его это не особо интересует, в конечном счете, это европейская проблема. ЕС и прежде всего Ангела Меркель могли бы сами справиться в борьбе с Путиным за поиск решения в украинском кризисе в будущем.
Российские государственные каналы должны искать новых виноватых
В Москве пока просто рады, что отделались от Хиллари Клинтон. С Трампом уже можно будет как-нибудь договориться, — таков тон сообщений в государственных СМИ. Чего ожидать от Трампа, пока неясно, он не представил никакой четкой внешнеполитической программы. И вообще неизвестно, кто его консультирует по внешнеполитическим вопросам.
С этим Владимир Путин сможет разобраться. Долгосрочно спланированные и сбалансированно изложенные на многих языках соглашения не являются его сильной стороной. Зато он мастерски действует тактически в зависимости от ситуации. Дорос ли Дональд Трамп до него в этом деле, покажет время. Оба схожи в том, что для них прагматичное соглашение между мужчинами порой значит больше, чем долговременные договоры. Союзнические обязательства при этом могут иногда только мешать. Это во всяком случае означает обратную сторону в общении. Так, Обама избегал прямых встреч с Путиным. Москва давно стремится к тому, чтобы великие державы некоторые вопросы напрямую обсуждали между собой. Более мелким и слабым государствам придется настраиваться на суровые времена.
Что касается Клинтон, то Кремль, напротив, довольно точно знал, что его ожидало. Она была не только сторонницей военного вмешательства в Ливии, но даже требовала более активного участия США в Сирии. На оба момента Москва реагирует очень чутко. Также Путин не забыл, как реагировала Клинтон на массовые протесты против фальсифицированных выборов и на его возвращение на пост президента. Госсекретарь США тогда требовала «честных, свободных и прозрачных выборов и политиков, которые соответствуют им». В Москве это расценили как вмешательство, а также как доказательство того, что протестами управлял Вашингтон. То есть, Москва рассматривалась как последняя цель в длинной цепочке инициированных Америкой революций.
Похоже, что эта опасность устранена, и государственным каналам придется искать новых виноватых на тот случай, если в будущем в России или в других бывших советских республиках будут протесты против коррумпированных политиков.