Министерство обороны Азербайджана сообщило, что 12-18-ого ноября Азербайджан готовится провести широкомасштабные военные учения по заранее согласованному плану. Цель учений, согласно официальному сообщению, проверить систему управления войск и вооружения в полевых условиях. Планируется, что на учениях будут принимать участие 60 тысяч военнослужащих, 50 военных самолетов и вертолетов, 150 единиц танков и бронированной техники, 700 ракетных и бомбардировочных систем. Несмотря на то, что военные учения должны были начаться 12-ого ноября, азербайджанские СМИ передают, что на территориях, сопредельных линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск уже стартовали учения с участием танков и военных машин пехоты.
Это уже вторые крупномасштабные военные учения азербайджанской армии в течении одного месяца. В начале октября были проведены командно-штабные учения в Нахичевани с участием практически всех находящихся там войск и видов вооружения, в том числе, бомбардировочных систем, авиации и другой военной техники. Хотя официальный Баку объясняет проведение учений заранее подготовленным планом на 2016 год, такая интенсивность и масштабы говорят о том, что под предлогом военных учений Азербайджан проводит или имитирует мобилизацию. Уже начавшиеся военные учения с участием танков и пехотных военных машин свидетельствуют о том, что мобилизация проводится в сопредельных регионах линии соприкосновения карабахо-азербайджанских войск, что не может быть случайностью.
За несколько дней до этого азербайджанские СМИ, со ссылкой на Министерство обороны Азербайджана, опубликовали информацию, что якобы армянская сторона подвергла обстрелу Чеменли и другие поселки в регионе Агдама. Министерство обороны НКР вынуждено было заявить, что эта информация не соответствует действительности, и что официальная пропаганда Азербайджана, таким образом, пытается ввести в заблуждение, как собственное население, так и международное сообщество. Несмотря на это, Министерство обороны Азербайджана третьего ноября снова распространило похожую информацию, что якобы, в северо-восточной части линии соприкосновения армянская сторона подвергла обстрелу позиции азербайджанских войск, находящихся в приграничном поселке.
Распространение такой информации преследует две взаимодополняющие цели. Во-первых, постепенно сформировать уверенность в том, что армянская сторона не только первая нарушает режим прекращения огня, но и целится именно на населенные пункты и гражданские объекты приграничной зоны. Во-вторых, среди собственного общества и международного сообщества сформировать такое убеждение, чтобы подготовить почву для осуществления военных действий под предлогом необходимости наказать провоцирующую сторону. Создается такое впечатление, что Азербайджан либо действительно готовит новые военные широкомасштабные провокации, используя военные учения как предлог для накопления и продвижения войск, либо просто хочет, чтобы, как армянская сторона конфликта, так и международное сообщество и посредники урегулирования карабахского конфликта, сопредседатели МГ ОБСЕ, поверили бы в возможность этого. Трудно сказать с каким из этих двух вариантов мы имеем дело. Но факт в том, что на нынешнем этапе урегулирования карабахского конфликта сформировалась практически такая же тупиковая ситуация, какая была в преддверии апрельской войны.
Армянская сторона, по сути, сейчас отказывается от каких-либо содержательных обсуждений урегулирования карабахского конфликта, требуя безотлагательного выполнения согласованных в мае на венском саммите трех условий укрепления режима прекращения огня. Напомним, что речь идет об установлении технических приборов, фиксирующих нарушения перемирия вдоль линии соприкосновения войск, о выводе снайперов и о расширении мониторинговой группы специального представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспршика. Эти договоренности, или по крайней мере две последних, были вновь подтверждены через месяц, в июне, в Санкт-Петербурге на встрече президентов Армении и Азербайджана при посредничестве президента РФ Владимира Путина.
Хотя с этого времени прошло уже почти пять месяцев, но ни одна из этих договоренностей или условий не была выполнена. В этом Ереван обвиняет Азербайджан. Четвертого ноября в Берлине в фонде Фридрих Эберт на встрече с депутатами Бундестага Германии, экспертов и политологов министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян заявил, что Азербайджан отказывается выполнять достигнутые соглашения и продолжает усиливать напряжение на линии соприкосновения. «Одним из таких провокационных проявлений является запланированные на следующую неделю широкомасштабные военные учения, в которых, согласно Баку, будут вовлечены практически все азербайджанские вооруженные силы и военная техника, что является грубейшим нарушением международных обязательств по контролю над вооружениями. Вот так руководство Азербайджана реагирует на призывы стран сопредседателей Минской группы ОБСЕ продвигать переговорный процесс по разрешению конфликта исключительно мирным путем»,— сказал Налбандян.
Азербайджан отказывается от выполнения этих договоренностей, потому что не уверен, что после этого ему уступят составляющие сейчас территорию Нагорно-Карабахской Республики регионы или хоты бы некоторые из них, которые раньше являлись прилегающими к НКАО территориями Азербайджанской ССР. Дело в том, что особенно в Санкт-Петербурге Баку согласился на выполнение этих условий, будучи уверенным, что Москва заставит Ереван пойти на капитуляционные уступки по принципу «территории взамен на неопределенный статус Нагорного Карабаха». Уверенность Баку основывалась на том факте, что Ереван, игнорируя факт и последствия апрельской войны, не только продолжил участвовать в переговорах по мадридским принципам, но и сделал это после того, как после Вены продиктовал четкие условия возобновления переговоров. То есть, в Баку поняли, что Москва смогла заставить Ереван отказаться от предусловий и обсуждать вопрос территориальных уступок в рамках переговоров по урегулированию карабахского конфликта параллельно с обсуждением мер по укреплению режима прекращения огня, чем, фактически, укрепила новый статус-кво, сформировавшийся после апрельской войны.
Однако после разворачивания драматичных июльских событий в Армении, когда члены группы «Сасна Црер» взяли штурмом подразделение полиции, требуя от властей отказаться от переговоров, предполагающих какие либо территориальные уступки, Ереван, фактически, постепенно стал ужесточать свою позицию. Сегодня Ереван не только исключает свое участие в любых переговорах без выполнения венских договоренностей, но и, кажется, начал настаивать на обязательном вовлечении Степанакерта в переговоры, как полноценной стороны конфликта и переговоров.
«Сегодня нет переговоров вокруг урегулирования, для таких переговоров необходимо создать необходимые условия. То, что на линии соприкосновения карабахо-азербайджанских войск не спадает напряжение, в очередной раз доказывает, что должны быть воплощены в жизнь все договоренности Вены и Санкт-Петербурга….Армения никогда не сможет вести переговоры вместо Карабаха, говорить от его имени или идти на соглашение относительно вопроса территорий или любого другого вопроса…. Армянская сторона настаивает, что Карабах должен участвовать в переговорах и на этом этапе, мы всегда говорим об этом. Не может быть прогресса в переговорах без участия Карабаха»,— во время брифинга с журналистами заявил первый заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян.
После действий группы «Сасна Црер» Москва тоже значительно ослабила давление на Армению в навязывании, так называемого, «плана Лаврова», боясь реальной перспективы полностью потерять Армению. Хотя этот план полностью не вышел с повестки, Москва однозначно воздерживается от бывшей политики ее продвижения.
Параллельно этому в регионе произошло другое важное изменение, прямо влияющее на карабахский конфликт. После шестимесячного предвоенного периода Россия и Турция пошли на быструю нормализацию отношений и сближение. В результате,для Россия выбыла из повестки необходимость льстить Азербайджану, любой ценой держать его в своей орбите и быстро вовлекать его в ЕАЭС. С другой стороны, исчезла заинтересованность Турции в эскалации напряжения в регионе для России посредством карабахского конфликта, обеспечения постоянной опасности возобновления войны и тем самым сдерживания России.Сейчас Москва и Анкара совершенно не заинтересованы в новом напряжении на Южном Кавказе.
Сформировалась ситуация, в которой напряженность в карабахском конфликте кроме Азербайджана никому из региональных игроков не выгодна. Все руководствуются стратегией нового замораживания карабахского вопроса. Тенденция, которая совершенно не помещается в планах Баку. По всей вероятности Баку, формируя иллюзию возможности возобновления войны, пытается подтолкнуть Россию снова перейти к тактике оказания сильного давления на Армению и возвращения в повестку «плана Лаврова». Ситуация опасна тем, что, чем больше Россия будет игнорировать это поведение Азербайджана, тем больше Баку будет накалять ситуацию, пытаясь выглядеть более убедительно. После апрельской войны Баку пытается создать предпосылки или иллюзию возобновления широкомасштабной войны, используя такой огромный военный контингент и военную технику в приграничных военных учениях. И в этом смысле 12-18-ое ноября обещает быть как минимум периодом новой войны нервов.