В среду, 9 ноября, у многих украинских политиков было хмурое утро. Глава МВД Арсен Аваков, например, разместил на своей странице в соцсети молитву, а потом спешно удалил свой старый пост о том, что «Трамп — опасный маргинал».
Радикал Ляшко назвал победу республиканца Дональда Трампа катастрофой, а еврооптимисты, часто бывавшие в США, хранили трагическое молчание. Для Украины действительно возможны серьезные последствия. Мы всерьез выпадаем из сферы интересов США, что может обернуться сворачиваем грантовых программ, а то и перезагрузкой власти.
Удар по клептократам
«Украинский вопрос» для Вашингтона уходит на пятый план. Более того, меняется режим взаимодействия с Киевом. «Работу с Украиной могут вообще поручить силовикам, учитывая военные действия и папки компромата на коррупционеров во власти», — сообщил нардеп Игорь Попов, который работал в США наблюдателем от Украины.
Вопрос Донбасса, скорее всего, будет отложен на полгода. Политолог Руслан Бортник эту паузу связывает с утверждением госсекретаря и Совета по внешней политике: «Есть крохотная надежда на мир: если США и РФ найдут консенсус».
В Раде особых надежд на прорыв нет. «Надеюсь, Трамп поддержит решение дать Украине летальное оружие, но на них нельзя сильно рассчитывать: нужно показать, что у нас свой путь», — без энтузиазма отметил нардеп от БПП Борислав Розенблат.
Его коллега из радикально настроенного УКРОПа Тарас Батенко также дезориентирован: «У нового президента в команде множество влиятельных друзей Украины — тот же сенатор Маккейн, семейство Бушей. Давайте дождемся формирования команды». «В любом случае, придется договариваться с россиянами, уверен нардеп-радикал Андрей Артеменко. — Ведь мы живем тут, рядом с ними, а не где-то между США и Канадой. А заодно нужно будет перезагрузить и всю власть — это последний шанс для Украины».
«Зря полезли…»
С гражданскими институтами также провал. Новосозданные НАБУ и САП, чьи зарплаты финансировались в том числе за счет США, в ходе кампании выступили на стороне Клинтон — торпедировав Трампа «раскруткой» темы амбарной книги Партии регионов.
«Эксперимент закончен: новая команда свернет лавочку, и все антикоррупционные органы органично вольются в ГПУ — это единственный конституционный борец с коррупцией», — убежден политолог Кость Бондаренко. Но это не единственные потери. Команда Трампа перекрывает полноводные реки грантов, которые текли через различные негосударственные организации.
Источник «Вестей» подтвердил: Вашингтон недоволен тем, что организации, потребляющие гранты, выбрали свои квоты на полгода вперед, но их отчеты неудовлетворительны. «Вот и сейчас для грантоедов настал черный день — бюджета на 2017 год с хатками уже не будет. Плюс работали ведь не только гранты от США, но и от Виктора Пинчука: он только официально вложил в Фонд Клинтон 25 миллионов долларов прямой помощи», — разводит руками Артеменко.
Наконец тот факт, что Украина играла на стороне Клинтон играет мощно против нас. Дипломат Василий Филипчук убежден: последствия Украине расхлебывать еще долго: «Мы зря полезли в предвыборную кампанию в США. Теперь мы вообще не знаем, как строить с ними отношения». Символично, что кандидат от Республиканской партии около месяца назад отказал во встрече Петру Порошенко.
Оппозиция воспряла духом
Впрочем, говорить о том, что Вашингтон полностью отстранится от внутриукраинских игр, несправедливо. «Отношения просто трансформируются. Да, мы были инструментом США в борьбе против России. Но если США меняют концепцию, привлекая РФ, это вовсе не значит, что нас сразу бросят — в Вашингтоне есть несколько человек, хорошо знакомых с нашими реалиями», — убежден экс-глава МИД Леонид Кожара.
Он имеет в виду экс-мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани (потенциальный глава Минюста США, который и будет открывать дела против украинских клептократов) и экс-спикера палаты представителей Ньюта Гингрича (часто бывал на Украине, потенциальный госсекретарь). На этом фоне неожиданно растут акции Михаила Саакашвили: источники «Вестей» даже назвали его потенциальным кандидатом в премьеры.
«Если не агент Кремля, то самодур». Популизм и реальность слов Трампа
Также, по данным «Вестей», воспряло духом руководство «Оппоблока», поддерживавшее контакт с Полом Манафортом, политтехнологом Трампа. «Тут и кроется ответ на вопрос Донбасса: в европейских столицах резко заинтересовались украинской оппозицией и людьми, которые выехали из Киева. Мои клиенты в ЕС заказывают аналитику по Донбассу и по вероятности моделей, при которых бывшую власть и оппозицию можно привлечь к работе в правительстве», — сказал Кость Бондаренко.
Экс-глава Миндоходов, а ныне лидер партии «Успішна країна» Александр Клименко уже заявил, что в украинском вопросе доминирующую роль теперь будут играть европейские партнеры: «Порошенко вынужден будет подчиняться требованиям Меркель-Олланда. А с учетом того, что во Франции и Германии также совсем скоро пройдут выборы при слабых позициях правящих партий, Украину ждет максимальное склонение к имплементации Минска».