В среду утром стало ясно, что следующего президента США будут звать Дональд Трамп.
В своей первой речи Дональд Трамп, на первый взгляд, протянул руку союзникам и всем, кто хочет сотрудничать с США. Но для того, чтобы успокоить Хелля Грандхагена (Kjell Grandhagen) или эксперта из NUPI Юлие Вильхельмсен (Julie Wilhelmsen), этого недостаточно.
«Перед тем, как он должен был выступить с этой речью, ему наверняка ясно дали понять, что он должен вести себя как государственный деятель и взять более примирительный тон. Трудно понять по этой речи, что будет позже», — говорит Юлие Вильхельмсен.
«Сдержанность Трампа имеет границы»
«Из его речи можно понять, что в такой области, как внешняя политика и политика безопасности, в отличие от других областей, он видит для себя некоторую свободу маневра. Вопрос в том, как много он сделает из того, о чем объявлял во время избирательной кампании», — говорит Хелль Грандхаген, бывший шеф Службы разведки.
«Будут круги, которые станут его сдерживать, разные советники, но сдержанность самого Трампа имеет границы. И он очень быстро потеряет доверие, если не будет делать то, что обещал во время избирательной кампании», — говорит Грандхаген и перечисляет то, что пообещал Трамп:
— Более изоляционистский курс для США
— Меньшее внимание к другим частям света
— Меньшее стремление выступать в роли мирового жандарма
— Меньше гарантий в области безопасности для других частей света
— Меньшее желание нести расходы на оборону в других местах
Трамп будет окружен советниками и бюрократами — он не все будет решать сам
«В политике, и в американской политике тоже, президент не решает все в одиночку. Вокруг него — большой аппарат, советники, бюрократия — то, что называется Государственным департаментом (Department of State). И все они будут принимать участие в определении того, какой будет внешняя политика США», — говорит Юлие Вильхельмсен.
«Нелегко осуществить революцию и произвести полный поворот в американской внешней политике. Речь Трампа тоже свидетельствует об этом», — говорит она.
«Ему предстоит иметь дело с Конгрессом, который не на 100% „его“. Это будет республиканский конгресс, где должны будут приниматься все изменения в законах и договорах», — говорит Грандхаген.
Конфронтационная манера Трампа — параллель к Путину
Юлие Вильхельмсен констатирует, что манера говорить Дональда Трампа очень конфронтационная.
«Ему все время важно нарисовать врага, показать всем врагов, и это наверняка проявится, учитывая то, как США относятся к миру»,- говорит она.
«Здесь можно провести параллель с Россией и Владимиром Путиным. Если долго изучать его манеру говорить, то поймешь, что он должен прибегать к сильным образам врага. На российское население это действует мобилизующе уже много лет».
«Некоторые утверждают, что Россия после того, как Трамп избран президентом, сможет делать все, что хочет. Но встреча между этими двумя лидерами вовсе необязательно будет легкой», — говорит Вильхельмсен.
Мир стал более ненадежным местом
— Стал ли мир после избрания Трампа более ненадежным местом?
«Да, думаю, что это так. Мир стал более непредсказуемым и более ненадежным», — говорит Юлие Вильхельмсен.
«Я совершенно согласен с таким мнением. Серьезно и то, что, например, Китай и Россия теперь могут получить большую свободу маневра, усилить свое глобальное влияние. Они только спят и видят, чтобы заполнить любой вакуум, который может возникнуть на международной арене», — говорит Грандхаген.
«Это страны, которых не волнует международное право, но которые во внешней политике и политике безопасности о себе не забывают никогда», — говорит он.
Националистические течения повсюду
«Мы видим, что США и Европу сейчас накрыла волна национализма и шовинизма, то же самое мы видим и в России», — говорит Вильхельмсен.
«Это очень пугающая тенденция, мысль о многостороннем сотрудничестве, о том, что быть в состоянии конфликта друг с другом нерационально, что все зависят друг от друга, становится менее важной, то же можно сказать и о Китае. Это тенденция, которая означает, что происходит отход от сотрудничества и переговоров к борьбе за собственные интересы», — говорит она.
Личности Трампа и Путина: Путин больше контролирует себя
— А если сравнить личности Трампа и Путина?
«Путин больше контролирует себя, он гораздо менее импульсивный, чем Трамп, к тому же Путин еще и более хитрый», — считает Юлие Вильхельмсен.
«Он также более предсказуем. Но у обоих очень конфронтационный стиль, оба склонны перекладывать вину на других и мобилизовывать людей вокруг риторики такого типа. А еще их общая черта — лгать, чтобы добиться того, чего они хотят».
Оба лгут, когда это служит их целям
— Можете привести примеры того, что они лгут?
«Это видно по российской военной стратегии. Лгут, причем совершенно сознательно, чтобы получить пропагандистский эффект. И точно так же, мне кажется, Трамп считает, что можно солгать, если это преследует какую-то цель».
«Вместе с тем нельзя слишком далеко заходить в своих сравнениях. Будем надеяться, что Трамп больше, чем Путин, готов придерживаться демократических и правовых принципов, которые лежат в основе американского общества».
Крайний антиамериканизм
— Будет ли Путин больше уважать такого человека, как Трамп, чем Барака Обаму?
«Не исключено. Но я не уверена в том, насколько это важно. Если долго наблюдать за российской политикой, то они сейчас на том этапе, когда изо всех сил настаивают на своем, осуществляют и отстаивают то, что они говорят, что является их интересами. Общая точка зрения — это то, что США — сверхдержава, которая переживает упадок, и что Россия уже не может терпеть, чтобы она диктовала, как должен выглядеть мир. Я думаю, что эта точка зрения сохранится — независимо от того, кто президент в США».
То, что руководитель НАТО, норвежец, — хорошо
Генсек НАТО Йенс Столтенберг поздравил Трампа с победой в среду утром.
«Будет интересно с ним поработать, важно, чтобы трансатлантические связи оставались крепкими», — сказал Столтенберг во время встречи с прессой в Брюсселе в среду утром.
— Что для Норвегии может означать то, что генеральный секретарь НАТО сейчас норвежец?
«Для норвежцев это очень важно. Мы — одна из стран, занимающих важную геостратегическую позицию, мы там, где мы есть, и в случае изменений в трансатлантическом сотрудничестве мы многое потеряем», — говорит Хелль Грандхаген.
«Хотя он должен заботиться обо всех странах НАТО, то, что Столтенберг хорошо разбирается в норвежских условиях, в эти времена вовсе не является недостатком», — говорит он.
Не всё так плохо — Россия зависит от сотрудничества
«Россия находится в сложной экономической ситуации. Там все более громко звучат голоса, утверждающие, что надо сбавить тон антизападной и антиамериканской риторики и снова начать сотрудничать», — говорит Юлие Вильхельмсен.
«Так что здесь тоже все меняется. Многие скажут, что попытка сотрудничать в сирийском урегулировании было инициативой, также направленной на сотрудничество с западными странами. Оказалось, что лучше всего можно сотрудничать в борьбе с международным терроризмом», — говорит Юлие Вильхельмсен.