В 1960-е он потерпел неудачу, пытаясь сделать карьеру поэта. Тогда он обратился к музыке. К моменту смерти Леонард Коэн считался одним из величайших пророков музыкального мира.
«Я готов умереть. Надеюсь, это не слишком неудобно», — сказал он в октябре, когда вышел его последний альбом.
Леонард Норман Коэн (Leonard Norman Cohen) родился в сентябре 1934 года в Квебеке, и там же впервые столкнулся с музыкой. Подростком он научился играть на гитаре и вскоре присоединился к группе Buckskin Boys.
Но после учебы в университете в Монреале он вместо музыки решил заняться поэзией. Он переехал в Грецию и купил там дом на деньги, накопленные отцом. Он намеревался издать несколько книг, что и сделал. Три вышли в 1960-е: «Flowers for Hitler», «Beautiful Losers» и «The Favourite Game».
Но успех к нему так и не пришел. Рецензии были хороши, но книги не принесли достаточно денег, чтобы на них можно было прожить.
Так что в 1966 году он прибыл в Нью-Йорк и попал в круги, где вращались Джуди Коллинз (Judy Collins), Дженис Джоплин (Janis Joplin), Джимми Хендрикс (Jimi Hendrix), Крис Кристофферсон (Kris Kristofferson), Энди Уорхол (Andy Warhol) и рок-группа Velvet Underground.
Переезд в Нью-Йорк и новое направление деятельности оказались верным ходом. Как музыканта и автора песен его ждал гораздо больший успех.
Отправившись в 1970-е в своей первое длинное турне, Леонард Коэн сказал журналу Rolling Stone:
«Одна из причин, почему я поехал в турне, это общение с людьми».
Я не чувствую себя мирным жителем
Он продолжил:
«Я воспринимаю это как разведку. Знаете, мне кажется, что я — часть военной операции. Я не чувствую себя мирным жителем».
Леонард Коэн всегда был известен как человек, которому трудно пустить корни. Он никогда не женился, но был в длительных отношениях с несколькими женщинами, с которым работал. В 1970-х у него родились двое детей с Сюзанной Элрод (Suzanne Elrod). Лорка Коэн (Lorca Cohen) стала фотографом, а Адам Коэн (Adam Cohen) — музыкантом.
В 1970-е он выпустил несколько альбомов, включая раскритикованные New Skin for the Old Ceremony и Death of a Ladies Man.
Песня, которую он писал пять лет
В 1984 году вышел альбом Various Positions с одной из самых известных песен Леонарда Коэна — Halleluja, которую впоследствии перепевали многие известные артисты. Песня появилась в период длительного творческого страха. Коэн пять лет создавал различные версии песни, и, как передает Reuters, был момент, когда он от отчаяния бился головой о пол в номере отеля.
Несмотря на успех, Коэну приходилось нелегко, он то и дело впадал в черную полосу депрессии. Он искал духовные ответы на жизненные вопросы и в своей вере зашел дальше, чем другие.
В 1995 году он внезапно решил прервать карьеру и стать монахом в дзен-буддистском центре на горе Балди под Лос-Анжелесом. Он принял имя Jikan, что означает «тишина», и посвящал свои дни приготовлению пищи для наставника Кьезан Джошу Сасаки Риши (Kyozan Joshu Sasaki Rishi).
В последние годы в качестве музыканта он оказался втянут в экономическую неразбериху, когда дочь Лорка Коэн начала подозревать, что менеджер Келли Линч (Kelley Lynch) присвоила деньги с пенсионного счета отца. Как писал Rolling Stone, обнаружилась пропажа более пяти миллионов долларов.
Чтобы снова накопить денег, Коэну пришлось в последний раз отправиться на гастроли. Это оказался триумфальный гастрольный тур, продлившийся несколько лет, начиная с 2008 года. Артист выходил на сцену 247 раз.
После турне Коэн выпустил еще несколько альбомов.
Письмо давней подруге
В этом году Леонард Коэн отправил письмо своей давней подруге Марианне Илен (Marianne Ihlen), которой он посвятил несколько песен. Она получила письмо всего за два до смерти музыканта. Коэн писал:
«Ну, Марианна, мы подошли к времени, когда мы уже так стары, что наши тела разваливаются, и думаю, что скоро я последую за тобой. Помни, я буду так близко, что только протяни руку — и, думаю, сможешь дотянуться».
Он работал до последнего, и в октябре вышел заключительный альбом You Want It Darker. Одним из продюсеров альбома стал его сын Адам, и он рассказал CBC Radio о творческом воодушевлении отца:
«Этот старик с его болью и недомоганием в некоторые моменты вскакивал со стула и начинал приплясывать перед колонками. А иногда мы включали песню и слушали ее снова и снова, будто подростки, куря марихуану, на которую у него был медицинский рецепт».
Он описывает отца как одного из последних людей такого типа.
«В отличие от многих артистов его золотого века, его слушают не из ностальгии. Смысл песен этого парня — в его собственном взгляде на мир, он говорит о вещах, которые что-то значили для него самого в особые времена его жизни. Покинув нас, он оставит после себя огромную пустоту», — подчеркнул сын в интервью на радио.
Леонард Коэн осознавал, что конец уже близок. Он затронул эту тему в одном из своих последних интервью — беседе с The New Yorker, приуроченной к выходу его последнего альбома.
«Я готов умереть. Надеюсь, это будет не слишком неудобно», — сказал Леонард Коэн.