Поселок Победа в Ленобласти видел времена и получше. На холме торчат руины бывшей финской церкви, да и остальные постройки выглядят не радостнее.
Утром жителей поселка на улицах почти нет. Двое мужчин, тем не менее, заняты каким-то делом у авторазборки или склада рядом с домом, кажущимся безлюдным. Один из них — местный русский, второй — украинский разнорабочий.
Экономика и производство здесь, похоже, рекорды не бьют. Но один завод в поселке найдется: завод по изготовлению самогонных аппаратов.
После непродолжительных уговоров мужчины соглашаются показать самогонный аппарат. Этот, вероятно, самодельный: сделан из алюминиевого бидона для молока.
«Пью только то, что приготовил сам, — утверждает русский мужчина.
Он не соглашается назвать свое имя. Это связано с тем, что в России все еще сохранилось устойчивое представление о том, что изготовление самогона запрещено.
На самом же деле самогоноварение у нашего восточного соседа разрешили еще в начале 90-х. А вот продажа напитка по-прежнему запрещена.
Аппараты для самогоноварения активно продают
У петербургской компании по изготовлению самогонных аппаратов дела тоже обстоят хорошо.
«Продажи ежегодно возрастают в два раза. В этом году собираемся продать 5 тысяч самогонных аппаратов, а в следующем — 10 тысяч», — рассказывает основатель компании по производству самогонных систем, пивоварен и сыроварен «Доктор Губер» Никита Малыхин.
В магазине компании, расположенном в петербургском торговом центре, есть самогонные аппараты на любой вкус. Один подходит для производства чистого алкоголя, по типу водки, вторые — для виски и ягодного вина, третьи — для еще более широкого ассортимента производства.
Малыхин говорит, что в магазине бывают и финские покупатели, которые тоже приобретают самогонные аппараты.
«Я всегда подчеркиваю, что продажа и использование этих систем в России законны, но ввоз в Финляндию — на ответственности покупателя».
Новые покупатели среди среднего класса
У изготовления самогона в России давние традиции. Обычно дешевое вино делают в бедных деревнях, в которых самостоятельно собирают и сами самогонные аппараты. Теперь ситуация меняется.
Собранные на предприятиях самогонные аппараты приобретают и более богатые люди.
«Наши клиенты — обеспеченный средний класс или предприниматели», — подчеркивает Никита Малыхин.
По его мнению, самогоноварение — новое увлечение для представителей среднего класса.
«Помимо игры на гитаре и катания на горных лыжах, они находят время еще и на это».
Как говорит Малыхин, в числе его клиентов есть даже такие, которые сами алкоголь не пьют, но, тем не менее, увлекаются самогоноварением.
Самогонный аппарат у многих стоит на даче или в загородных домах.
Пить собственный кальвадос у камина
Один из покупателей Малыхина живет в деревне Борисово на Карельском перешейке. За заборами стоят загородные дома людей побогаче. Один из них — Константин из Петербурга. Его самогонный аппарат от «Доктора Губера» стоит в маленьком сарае рядом с бревенчатой дачей.
«Быстро закрывай дверь», — призывает мужчина, когда мы заходим в сарай.
Причина заключается в том, что в сарае также стоит пиво, процесс приготовления которого очень страдает от перемены температур.
В углу сарая стоит самогонный аппарат.
«Для меня приготовление спиртного связано со вкусной трапезой. Мне очень нравится вкусно поесть и выпить», — рассказывает Константин.
«Я верю, что и финны, и русские с удовольствием пьют за столом напитки, подобные вину», — считает Константин.
С помощью самогонного аппарата он готовит не только водку. На столе в сарае стоит десятилитровая бутылка дистиллята яблочного вина.
«Он сделан из местных яблок», — поясняет Константин.
«Еще я делаю виски и кальвадос, которым можно наслаждаться, сидя вечером у камина».