Когда в Америке была поздняя ночь, а Владимир Путин направлял Дональду Трампу телеграмму с поздравлениями и пожеланиями хорошей работы, московская биржа открылась неуверенным повышением, демонстрируя противоположную тенденцию по сравнению с происходящим в тот момент во всем остальном мире. Рубль остался почти на том же месте по отношению к доллару. И это несмотря на падение цен на нефть, от которых российская экономика зависит так же, как и экономика Саудовской Аравии.
Финансовые рынки в России отреагировали на победу более предпочтительного для Кремля кандидата в президенты США, по крайней мере, как представляла его правительственная пропаганда. Однако никакого торжества, вопреки многочисленным ожиданиям, не было. «Трамп мог бы сразу отменить экономические санкции, наложенные на Россию после аннексии Крыма президентским указом, однако санкции Сената все равно сохранятся: я не думаю, что проголосовавшее за них (и сохраняющееся) республиканское большинство хочет их отмены», — объясняет нашему изданию ответственный за инвестиционные стратегии BNP Paribas Гарри Чилингирян (Harry Tchilinguirian), который не ожидает долгосрочных последствий для российских акций и курса сырья.
Празднование состоялось несколькими часами ранее в заведении, выбранном московскими поклонниками Дональда для наблюдения за результатами американских президентских выборов, украшенном тремя гигантскими портретами самого Трампа, Марин Ле Пен и президента Путина, стоящих в позах римских императоров, или, если хотите, советских лидеров в соответствии с канонами соцреализма. В американском посольстве, где посол Джон Теффт (John Tefft) угощал пончиками и говорил, что отношения с Россией станут приоритетом в работе новой администрации президента, а кризисы в Сирии и на Украине будут разрешены, напротив, обстановка была невеселой. Утром Теффт пригласил своих взволнованных западных коллег для более профессионального обсуждения новой ситуации, как сообщалось в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы».
«Москва будет оценивать работу новой администрации Белого дома по ее делам», — сказал министр иностранных дел Сергей Лавров агентству ТАСС, объяснив, что Трамп кажется непредсказуемым, но, безусловно, не является первым непредсказуемым партнером, с которым приходится иметь дело России. В Думе же, напротив, немедленно выразили энтузиазм в отношении выбора кандидата от республиканцев: по мнению председателя Государственной Думы Вячеслава Володина диалог с Вашингтоном теперь сможет возобновиться в более конструктивном ключе. Православная церковь, тесно связанная с Кремлем, не выразила радости: «Я не считаю, что мы должны поддаваться эйфории из-за победы кандидата от республиканцев», — сообщается в заявлении митрополита, занимающегося внешними связями патриархата.
На данный момент в программе не предусмотрено встреч Путина и Трампа, уточняет пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. Иначе в соответствии с установленной процедурой, и не могло бы быть до инаугурации нового американского президента в январе. Однако в Москве не ожидают слишком многого ни от встречи на высшем уровне, ни от всесторонних переговоров, которые хотел бы начать Кремль.
Мы были не против Хиллари
«Никакого сближения, никакого ослабления напряжения, никакого нового начала, санкции не будут отменены», — говорит Espresso политолог Карнеги-центра Андрей Колесников. «Нужно будет начинать все с нуля или даже еще раньше, и здесь не играет никакой роли то, что президентом стал Дональд Трамп, потому что дьявол в деталях». То есть в тех проблемах, которые предстоит решить, начиная от войны в Сирии до кризиса на Украине, от расширения НАТО (провоцирующего у Москвы обострение хронического синдрома оцепления), до контроля над ядерным оружием. В частности, Кузнецов считает, что пока вопрос о признании суверенитета Крыма остается на повестке дня и не соблюдаются минские соглашения, Вашингтон не будет делать никаких шагов навстречу Москве.
Многие, даже близкие к Кремлю аналитики считают, что было бы легче вести переговоры с Хиллари Клинтон. «Трамп? Вести с ним переговоры было бы все равно что играть в русскую рулетку», — сказал в интервью BBC Николай Злобин из Института мировой безопасности. Трамп «может резко изменить свою позицию, в то время как Клинтон мы знали, знали, чего можно от нее ожидать и как с ней разговаривать», объясняет Колесников. «Новый президент США — бизнесмен, политика требует совершенно иного подхода, чем ведение бизнеса», — написал Федор Лукьянов в журнале «Россия в глобальной политике». «В российской внешней политике есть практика полагаться на какую-то определенность, пусть даже на негативную. Трамп является воплощением большой неопределенности», — заявил независимому изданию РБК Андрей Сушенцов, директор Валдайского форума (мероприятия, созданного по образцу Форума в Давосе). Его президентство было бы большой неопределенностью для России. «В этом смысле лидерство Хиллари Клинтон — более понятная перспектива, Трамп не предложил ничего конкретного для улучшения отношений, несмотря на ряд симпатизирующих комментариев», — отмечает Сушенцов.
Москва хочет верить в размораживание отношений
Одно кажется совершенно безусловным — желание Москвы вести переговоры. Военно-политическая агрессия последних месяцев стала возможна благодаря неизбежной пассивности администрации Обамы в конце его президентского мандата. В любом случае начинать переговоры с президентом, срок которого подходит к концу, было бессмысленно. Поэтому ставка делалась на формирование позиции силы путем военных действий и беспрецедентных дипломатических инициатив, обильно приправленных тяжелой риторикой противостояния с Западом.
Внешняя политика Кремля прагматична, она основана на конструктивном оппортунизме, хватающемся за все представляющиеся шансы. Москва считает, что она всеми возможными способами доказала свой статус великой державы. Теперь наступил момент остановиться и поговорить. «С инаугурации нового президента в Белом доме в январе у нас появится наконец возможность начать переговоры по геополитическим кризисам и возникшим разногласиям с США», — говорил в августа в интервью Espresso Андрей Чесноков, директор Центра актуальной политики. Институт консультирует администрацию президента РФ, то есть Путина.
Причины, по которым администрации необходимо как можно скорее нормализовать международные отношения, являются внутренними: они касаются экономики и сохранением власти элит. Рецессия заставляет россиян затянуть ремень: 51% населения живет на сумму, не превышающую десяти долларов в день, как говорится в недавно опубликованном отчете Всемирного банка. Формирование среднего класса, ставшего большим открытием 2000-х годов, оказалось химерой. В 2017 году экономика, по данным отчета, возобновит рост, предусматривается повышение ВВП на 1,5%. Однако пока государственный бюджет терпит потери, до такой степени, что неизбежным считается урезание военного бюджета, который до сих пор считался неприкасаемым, так как именно он был основой формирования образа мировой державы.
И победителем становится… Владимир Путин
А пока приближаются президентские выборы 2018 года. Новый глава администрации президента Сергей Кириенко встречается с новыми экспертами по разработке стратегий и политического маркетинга для подготовки к выборам. Это подтвердили многие участники встречи. Как сообщает РБК, главной темой собраний станет гипотеза, что для победы Владимиру Путину потребуется немного менее авторитарный контекст (хотя бы для видимости), чем ныне существующий: речь идет о том, чтобы завоевать доверие представителей среднего класса, не участвовавших в парламентских выборах в сентябре этого года. Уклонение от участия в выборах напугало Кремль: необходимо избежать ситуации, в которой оно перерастет в протест. По этой причине пользующийся авторитетом эксперт по политическому маркетингу и лоббист Евгений Минченко говорит о возможности «либерального реванша» в ближайшем будущем.
Парадоксальным образом с Трампом в Белом доме Кремлю будет сложнее достичь «размораживания отношений», чем если бы президентом стала Клинтон. Остается однако и тот факт, что в обстановке информационных атак, споров о дружбе Трампа и его сотрудников с Россией, хаоса в командах кандидатов и дебатов в СМИ Россия играла в предвыборной кампании в Америке почти столь же важную роль, как и два кандидата. Она была отнюдь не «державой местного масштаба», как говорил Барак Обама. Сегодня действительно сложно подвергнуть сомнению глобальную роль крупнейшего государства, обладающего наибольшим ядерным арсеналом в мире. В преддверии президентских выборов в России Владимир Путин выиграл выборы в Америке.