ПЕКИН — Шокирующая победа Дональда Трампа в президентских выборах в США, уже перевернула с ног на голову все определения, которые сформировали не только американскую политику, но и то, как мир воспринимает Соединенные Штаты. Теперь Трамп должен будет противостоять суровым будням управления международными отношениями Америки, и, пожалуй, ни что не является более важным для мира, чем отношения между США и Китаем. Но это также отношения, которые подвергались наибольшим сомнениям во время кампании Трампа.
Избранный президент может осложнить двусторонние отношения, особенно учитывая то, что его первый год в должности будет совпадать с 19-м Национальным Конгрессом Коммунистической партии Китая следующей осенью. В идеальном мире, как Трамп, так и президент Китая Си Цзиньпин должны захотеть сохранить стабильные Американо-Китайские отношения. Но это будет сложно, учитывая не только Синофобскую риторику Трампа, но и продолжающиеся разногласия относительно территориальных претензий Китая в Южно-Китайском море, а также ядерные амбиции Северной Кореи. Более того, Американо-Китайские отношения могут стать жертвами внутренних споров США о глобальной торговле, стоимости доллара и протекционизме.
Многие Китайские наблюдатели признают, что Трамп будет бороться с беспрецедентными разногласиями у себя дома. Ему бросят вызов не только ныне потрясенные Демократы, но и Республиканцы, которые выступали против его кандидатуры, открыто или скрытно. В этих условиях, он должен будет сделать акцент, на наведении порядка у себя дома, в Америке. Однако, если подобное усилие не совпадает со слоганом его кампании «Америка прежде всего», возможно еще большее напряжение.
Помимо внутренней политики, в последнее время международный порядок пережил несколько потрясений, коренным образом меняя глобальные условия для Американо-Китайских отношений. Затянувшиеся конфликты в Украине и Сирии намекают на новую Холодную Войну между США и Россией, а беспорядки в этих странах, а также в других местах, все больше и больше подрывают национальные экономики и режимы безопасности.
Как две ведущие мировые державы, США и Китай должны понять, как совместно действовать в таких нестабильных условиях. Сегодня их неустойчивые отношения характеризуются сотрудничеством, наряду с усиливающейся конкуренцией. Не удивительно, что последнее привлекло большее мировое внимание, чем предыдущее.
Президент США Барак Обама активизировал военное присутствие США у соседей Китая и вокруг них, наращивая альянсы безопасности в Азии, и публично вмешиваясь в территориальные споры в Южно-Китайском море. Китайское руководство рассматривает эти меры, а также предлагаемое Торговое соглашение Транс-Тихоокеанского партнерства между 12 странами, как попытку «сдержать» Китай.
В то же время, как США смещает свою геополитическую стратегию в сторону Азии, Китай отстаивает свое глобальное присутствие инициативами новой безопасности и международного развития, включая проект «один пояс, одна дорога», который свяжет китайскую экономику с большей частью Евразии. Аналогичным образом, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций под руководством Китая — который США рассматривает как Китайский инструмент для оспаривания существующего международного порядка — продолжает привлекать таких далеких потенциальных участников, как Канада, которая в августе подала заявку на вступление.
Соперничество с нулевым исходом между США и Китаем сделает конфликт между двумя странами более вероятным. Одним из потенциальных очагов напряженности будет программа Северной Кореи по ядерному оружию. США уже принимают меры, чтобы предотвратить нападение Северной Кореи на них или Южную Корею, путем расширения усовершенствованных систем ПРО. Новая администрация Трампа могла бы дополнить эти усилия военными действиями, чтобы усилить давление на Китай. Но любые действия по привлечению технологии создания ядерного оружия в Японию или на Корейский полуостров, то, что Трамп объявил приемлемым в ходе кампании, создали бы кризис в Северо-Восточной Азии, подобного которому мир не видел со времен Корейской войны.
США могли бы также столкнуться с Китаем из-за Тайваня. Отношения между Тайванем и материковым Китаем были довольно мирными, после Кризиса в Тайваньском проливе 1995-1996 года, когда Билл Клинтон, в то время президент США, направил в пролив Американский авианосец с боевой группой. Но для Китая, Тайвань остается весьма чувствительной и эмоциональной проблемой. Если отношения с островом обострятся, так же могут измениться отношения между Китаем и США.
Мир выигрывает, когда Американо-Китайские отношения остаются на верном пути, таким образом, обе страны должны быть более транспарентными в вопросах касающихся их национальных интересов. С четко определенными позициями, каждая страна могла бы проводить политику стратегического сдерживания, избегая бахвального проявления силы, которое иногда искушало их в прошлом.
Если конфликт между США и Китаем разразится, модернизация Китая могла бы быть сорвана, и Китайский народ потерял бы «китайскую мечту», которую Си объявил своей целью. Для США, дипломатический разрыв означал бы, что Китай будет «потерян», как считалось ранее, что он был потерян, когда в 1949 году Мао Цзэдун одержал победу над националистическим режимом Чан Кайши, поддерживаемым США. В целом, Американо-Китайская враждебность ощущалась бы во всем мире, и нарушила бы международные усилия по противостоянию глобальным проблемам, таким как изменение климата.
Чтобы избежать этого сценария в краткосрочной перспективе, США и Китай должны рассмотреть вопрос о создании совместной рабочей группы, которая включает опытных, высокопоставленных чиновников и видных экспертов с обеих сторон. Эта группа могла бы наметить курс для Американо-Китайских отношений в 2017 году, выявить потенциальные конфликты, и рекомендовать решения, прежде чем напряженность может достичь точки кипения. С новой дипломатической основой для двусторонних отношений, США и Китай могли бы предотвратить стратегические конфронтации.
В долгосрочной перспективе, США и Китай нуждаются в более глубоком диалоге и общем видении международного порядка, таком, чтобы у отдельных стран не возникло желания сформировать между собой конкурирующие блоки. США и Китай, также должны работать вместе в направлении «глобализации 2.0», реформируя международные правила и институты, чтобы применить их как развитым, так и развивающимся странам.
В то время как существует огромный потенциал для конфликта между США и Китаем в ближайшие годы, также существует возможность для улучшения сотрудничества. Действительно, на фоне огромной неопределенности, возникшей с победой Трампа, в настоящее время новые отношения имеют более стратегический смысл, чем когда-либо, учитывая меняющиеся глобальные обстоятельства, региональную геополитику, а также внутренние проблемы, с которыми сталкиваются как США, так и Китай.
Сейчас Трамп должен сделать выбор между сотрудничеством и конфронтацией, как основу для политики США в отношении Китая. Его выбор должен быть очевиден: совместные усилия по реформированию международного порядка, принесут пользу обеим сторонам.