Асем, Египет. — Христиане и мусульмане, живущие в этой деревне на берегу реки, росли вместе, играли на одном футбольном поле, будучи детьми, и ходили в одни и те же школы. Однако совсем недавно все это в один миг утратило всякое значение: ссора между мальчишками переросла в столкновения между соседями, в результате которых мусульмане подожгли несколько магазинов, принадлежащих христианам.
Фермер Гамаль Собхи (Gamal Sobhy), христианин по вероисповеданию, вмешался в массовую драку, чтобы защитить двоих своих сыновей. Кто-то в этой суматохе ударил его палкой. Затем к нему подскочили еще несколько человек, которые били его до тех пор, пока он не упал на землю. Кровь сочилась из раны на его голове.
«Мусульмане кричали: „Убейте его, убейте его!“» — рассказал Собхи спустя несколько дней после выписки из больницы.
Пять лет назад многие представители египетского меньшинства коптских христиан думали, что та дискриминация со стороны мусульман, с которой им приходилось долгое время мириться, начнет постепенно исчезать, когда в результате революции в Египте президент Хосни Мубарак (Hosni Mubarak) покинул свой пост, и власть в стране перешла к военным.
Однако с тех пор эти надежды рассеялись на фоне того, как в Египте было избрано, а затем свергнуто исламистское правительство.
Нападки на христиан участились на фоне роста недоверия между христианами и мусульманами. Сегодня, по словам лидеров сообществ и правозащитников, незначительные споры очень часто перерастают в жестокие столкновения, настраивая соседей друг против друга.
Пока правительство президента Абделя Фаттаха ас-Сиси (Abdel Fatah al-Sissi) сажает в тюрьму своих оппонентов и изо всех сил старается оживить слабеющую экономику, столкновения между христианами и мусульманами становится еще одним поводом для роста недовольства в стране: христиане решительно поддержали приход ас-Сиси к власти в надежде на то, что он защитит их, после того как было свергнуто прежнее исламистское правительство.
«Хотя христиане являются гражданами Египта, они чувствуют неравенство в правах со своими согражданами-мусульманами, — говорит епископ Макариос, глава коптской епархии в провинции Минья, где расположена деревня Асем. — Они подвергаются гонениям, и закон их не защищает».
Христиане по всему региону столкнулись с жестокими притеснениями в беспокойный период после восстаний арабской весны.
В Сирии и Ираке боевики «Исламского государства» (террористическая организация, запрещенная на территории РФ — прим. ред.) уничтожают церкви, похищают христиан и насильно проводят обряды обращения в мусульманскую веру. Сотни христиан покинули свои дома на севере Ирака. В прошлом году в Ливии боевики ИГИЛ обезглавили 21 египетского христианина, а позже еще 31 христианина из Эфиопии и Эритреи. Ранее в этом году египетское ответвление «Исламского государства» взяло на себя ответственность за убийство христианского священника.
По словам епископа Ангелоса, главы епархии Коптской церкви в Соединенном Королевстве, в Египте «тревожная волна радикализма» поднялась в результате восстаний и смен режимов на фоне ухудшающихся экономических условий.
Египетские христиане, которые составляют 10% населения этой страны с общей численностью в 94 миллиона человек, живут в постоянном страхе уже несколько десятилетий. В стране, где государственной религией является ислам следовавшие друг за другом светские, но авторитарные режимы ограничивали христиан в праве исповедовать их религию, несмотря на то, что свобода вероисповедания прописана в египетской конституции.
С января 2011 года только в провинции Минья произошло 77 межконфессиональных столкновений, как сообщает правозащитная группа «Египетская инициатива в поддержку прав личности» (Egyptian Initiative for Personal Rights, EIPR).
Почти половина этих столкновений произошла только за последние три года, в течение которых избранный исламистский президент Египта Мохаммед Мурси (Mohammed Morsi) был свергнут в результате военного переворота, после которого в 2013 году к власти пришел ас-Сиси. Сразу после этого по стране прокатилась волна налетов мусульман на христианские школы, фирмы и церкви. Многие исламисты обвиняли христиан в заговоре с ас-Сиси против них. С тех пор напряженность продолжает расти.
По словам активистов, с начала этого года поступила информация о как минимум 25 нападениях на религиозной почве.
«Если после нападения на христианина человека выпускают на свободу, сообщество понимает, что атаки на христиан сойдут ему с рук», — сказал Макариос.
До революции христиане чаще всего становились жертвами нападений военизированных группировок и воров. «Теперь насилие включает в себя социальный элемент, поскольку мусульмане и христиане обращаются друг против друга», — объяснил Исхак Ибрагим (Ishak Ibrahim), эксперт из EIPR.
Подожженные дома и унижения
В Асеме причиной жестокого столкновения стал незначительный спор.
Это случилось в первые дни мусульманского праздника Ид аль-Адха, в середине сентября. Один из сыновей Собхи возвращался с полей, когда его остановили мусульманские подростки, перекрывшие ему дорогу. Мальчики обменялись оскорблениями, и скоро началась драка, в которую вмешался другой сын Собхи, а потом и десятки соседей.
На место прибыла полиция, которая арестовала 20 мусульман и 17 христиан.
«Мусульмане сделали много такого, чему не следовало случиться, — сказал Отман аль-Монтасер Отман (Othman Al Montaser Othman), представитель провинции Минья в парламенте и мусульманин по вероисповеданию. — Они разгромили парикмахерскую, мебельный магазин. Даже если вы с кем-то поссорились, не стоит втягивать в вашу ссору всех остальных».
По словам жителей деревни, это был не первый случай и не последний. В этом районе очень остро стоит вопрос межконфессиональной вражды. В Минье, бедной провинции примерно в 250 километрах от Каира, христиане составляют примерно треть населения — самая высокая концентрация христиан из 27 египетских провинций.
В Асеме, где большинство жителей — христиане, они говорят об экономических факторах, способствующих росту напряженности: христианам принадлежат большинство магазинов и фирм, а также сельскохозяйственные земли.
«Мусульмане завидуют, — объясняет Исхак Хаббад (Ishak Haddad), чей мебельный магазин разгромила толпа мусульман, сбросившая его товар в реку. — Они думают, что у нас много денег, а у них — нет».
Мусульмане утверждают, что у них нет проблем с христианскими соседями. Некоторые отметили, что в Асеме мусульман меньшинство, поэтому им не стоит выступать против христиан.
В Минье очень высокий уровень неграмотности и безработицы, а государственные услуги ограничены. Эту пустоту заполнили радикальные исламисты, старающиеся воздействовать на людей антихристианской риторикой, как рассказывают лидеры сообществ и активисты. В этой провинции прочные позиции занимают экстремистские исламистские группировки, в частности «Аль-Гамаа Аль-Исламия», которую США и их союзники считают террористической организацией.
В июне толпа мусульман зарезала ножом христианина. Это случилось спустя несколько дней после того, как толпа подожгла дома христиан из-за слуха, что христиане хотят превратить эти здания в церкви.
Месяцем ранее толпа мусульман заставила 70-летнюю христианку раздеться и пройти обнаженной по улице из-за слухов о том, что ее сын встречается с мусульманской девушкой. Этот слух оказался ложным.
Обидчиков этой женщины арестовали, но быстро освободили под залог. Судебное разбирательство зашло в тупик, хотя епископ Макариос и другие лидеры просили ас-Сиси вмешаться.
«Президент пообещал проследить за ходом этого дела, но, к сожалению, судебная система не довела его до конца», — сказал Макариос.
«Нас не покидает тревога»
Это был не первый случай, когда преступникам все сошло с рук.
Местные чиновники часто заставляют христиан самостоятельно решать споры, вместо того чтобы отправиться в суд, и вынуждают их менять свои показания, как говорят активисты.
«Подобные сеансы примирения заменяют собой диктатуру закона», — отметил Макариос.
«В большинстве случаев христиан вынуждают отказаться от их прав.
Именно это и происходит сегодня в Асеме.
Отман и другие мусульманские лидеры обвиняют мусульман в нападениях, добавляя при этом, что в основе этих нападений лежит вовсе не вера. Репортерам Washington Post удалось случайно подслушать, как по сотовому телефону Отман инструктировал одного лидера мусульманского сообщества, заставляя его сказать, что в основе этого нападения лежали не религиозные мотивы.
Спустя два часа лидер мусульманского сообщества Анвар Осман (Anwar Osman) сказал: «Это было не межконфессиональное столкновение. Это была всего лишь детская драка». По его словам, христиане попросту пытались заставить общественность «сочувствовать им».
Местные чиновники и юристы настаивают на том, что жизнь вернулась в привычное русло. «Сегодня мы общаемся друг с другом, ходим друг к другу в гости, — сказал Осман. — Примирение уже произошло».
Но христиане утверждают, что это неправда.
«Они заявляют, что мы помирились и что жизнь вернулась в нормальное русло, чтобы люди думали, что кризис уже позади, — сказал Исхак Собхи, брат Гамаля. — Мы ждали, что жизнь нашего сообщества станет лучше при ас-Сиси. Но на самом деле она становится все хуже».
По словам некоторых христиан, они больше не выходят на улицу ночью, потому что боятся нападений.
Другие больше не торгуют домашним скотом, опасаясь стать жертвами нападений в полях.
Но, по словам Исхака Собхи, его семья отказывается забывать об этом происшествии. Гамаль до сих пор ходит по врачам, и недавно он узнал, что у него отслойка сетчатки. Мусульманин, которого обвинили в подстрекательстве к столкновениям, сдался полиции, но его выпустили под залог.
«Жизнь продолжается, — сказал Исхак Сохби. — Но нас не покидает тревога».