Вопреки широко распространенным во всем мире прогнозам, согласно которым президентом США должна была быть избрана бывший госсекретарь Хиллари Клинтон, подсчет голосов зафиксировал более чем убедительную победу американского миллиардера Дональда Трампа.
Разница голосов американских делегатов в пользу Трампа свидетельствует о том, что ощутимая часть избирателей проголосовала против Клинтон. Менее известный в политике деятель вызвал надежду у избирателей, недовольных и демократами, и республиканцами.
Усилению недоверия к политике демократов способствовал также действующий президент Барак Обама, который, своим вмешательством в предвыборную борьбу, не помог, а повредил Клинтон. По этой причине на красно-синей карте выборов демократам остались только крайний запад (с Калифорнией) и северные части восточных, прибрежных штатов.
Что касается решающих или «спорных» штатов, то Трамп одержал решающую победу во Флориде, Огайо и даже в Пенсильвании, благодаря чему большая часть карты США, в том числе, все ядро страны (кроме двух юго-центральных штатов, частично сохранивших мексиканские черты) окрасилось в красный цвет.
Нельзя чрезмерно концентрироваться на факте неожиданности победы Дональда Трампа, имея ввиду также то, что в последние дни большая часть экспертов на постсоветском пространстве, занимающаяся распространением прогнозов, особенно была заинтересована в победе Клинтон (обещающей проводить жесткую политику против России), что, естественно, открыло бы широкую площадку работы для этих людей.
Но это не значит, что в американской политике ожидаются коренные повороты в отношениях с Россией, которые могут иметь решающее значение для нашего региона. Просто Клинтон сделала чересчур очевидной антироссийскую карту в своей предвыборной агитации, чем и воспользовался Трамп, выступающий за нормализацию отношений с Россией.
Однако это были предвыборные, соответственно, неудавшиеся и удавшиеся приемы, а не векторы реальной политики. Все станет ясно минимум через несколько месяцев, когда Дональд Трамп начнет непосредственно заниматься внешней политикой.
Примечательно последнее многозначительное заявление президента Франции Франсуа Олланда, о том, что его страну и всю Европу ждет период неопределенности. Это показывает, что во внешней политике США произойдут изменения, но они направлены на переваривание «каши», устроенной скорее не действующим президентом Обамой, а его бывшим госсекретарем Клинтон.
Обама в последний срок президентства стал более осторожным, но, одновременно, не мог освободиться от бремени конфликтов, созданных во время первых лет своего правления, и поэтому нужен был кто-то, кто не несет ответственности за все это.
США сделали уже много для изоляции России, но воспользовались этим другие конкуренты Вашингтона, а русские, в свою очередь, оказались перед сложными экономическими и политическими проблемами, и опять же существует двустороннее желание «перезагрузки». Другое дело, что каждая из сторон представляет этот процесс по своему.
Думаем, что после окончания процесса передачи власти, ожидаемого в ближайшие месяцы, в российско-американских отношениях станет неизбежным серьезный разговор, в частности о судьбе постсоветского пространства. Причина в том, что в вопросе отношений с исламским миром стороны обязательно «найдут общий язык», потому что думают по-одинаковому: не надо экспортировать революцию, необходима стабильность, без лишней видимости демократии.
Другое дело, однако, постсоветское пространство, на котором, вряд ли США смогут терпеть процесс укрепления какой-либо интеграционной единицы, напоминающей СССР. Борьба против этого является стратегическим вопросом для Соединенных Штатов и касается обязанностей Вашингтона перед всем западным сообществом. В этом вопросе конкуренция будет продолжаться, что поставит Армению в сложное положение, поскольку, с одной стороны, Еревану выгодно, чтобы США сняли экономические санкции против России, но с другой стороны есть задача сохранения статус-кво в карабахском вопросе, который требует, чтобы Минская группа ОБСЕ, во главе с США, сохранила «контрольный пакет» продолжения переговорного процесса.
Во всяком случае, с точки зрения национальных интересов, ни нынешняя эскалация в российско-американских отношениях, ни поражение или отступления какой-либо из сторон не выгодно Армении, потому что в обеих случаях может быть нарушен баланс.
По этой причине, хотя политическая команда Клинтон имела больше связей с армянскими кругами, но армяне в США все-таки воздержались от оказания ей поддержки, и поступили верно. С другой стороны, хотя миллиардер Дональд Трамп имеет кое-какой бизнес в Азербайджане, вряд ли, из-за построенной в Баку какой-то гостиницы он может иметь особые отношения с противником Армении.
Главное — это восстановление «золотой середины», существующей в российско-американских отношениях в прошлом. А в отличии от однозначно антироссийской позиции Клинтон, победа Дональда Трампа внушает некоторую надежду в этом плане. Не будем забывать также, что законодательная власть США тоже в некоторой степени находиться в руках республиканцев, а некоторые ключевые лица этой партии тесно связаны с армянскими лоббистскими кругами.
Президентские выборы в США показали, что «цветные» технологии, применяемые администрацией демократов для достижения мирового господства, на данный момент исчерпали себя, и Соединенные Штаты, в лице десятков миллионов своих избирателей, проголосовали за более предсказуемую внешнюю политику.