«Еще одна книга о Саркози?» Первая фраза из книги Сержа Раффи (Serge Raffy) «Николя и вампиры» о бывшем главе государства зрит в корень проблемы. Что еще можно рассказать об экс-президенте, чья политическая участь теперь будет решаться в двух турах праймериз 20 и 27 ноября?
Автор, известный давней дружбой с Франсуа Олландом, бывший журналист l’Obs отвечает чередой грамотно составленных статей, которые, скорее, описывают читателю персонажа, а не помогают понять его. Источник вдохновения становится понятен, когда на последних страницах Раффи говорит о любви Саркози к старым черно-белым фильмам с острыми популистскими диалогами в стиле Мишеля Одиара (Michel Audiard). Его Сарко именно таков: он набил руку в дуэлях, конфронтациях и противостояниях. Он проявляет себя лучше всего, когда его провоцируют. И светится мужественной харизмой.
В целом, этот Саркози сталкивается с той же проблемой, что и фильмы Одиара. Он нередко бьет прямо в цель и говорит правильные вещи. Но ему все сложнее соответствовать эпохе. Чтобы убедиться в этом, стоит ознакомиться с книгой «Снова за старое» журналиста France Info Жана-Мишеля Афати (Jean-Michel Aphatie). Так как же он описывает того, кого его бывший премьер Франсуа Фийон мечтает обойти в воскресенье в первом туре праймериз, поквитавшись за пять лет унижений (2007-2012), чтобы схлестнуться затем с Аленом Жюппе? «Самый сильный. Новатор. Отважный герой. Пока его не ставит на место сопротивление людей и обстоятельств его кипучей, но пустой и бесполезной деятельности».
Влечение власти
Жан-Мишель Афати не описывает закулисье, как это делает Серж Раффи. Он появляется в кабинете Николя Саркози лишь для того, чтобы взять у него интервью. И не тратит время на беседы с Карлой Бруни, которую бывший журналист l’Obs называет влиятельной манипуляторшей, решительно настроенной вернуться в Елисейский дворец из тяги к власти. Две эти книги превращаются в своеобразный сканер, который выставляет напоказ всю подноготную бывшего главы государства: «Его цель — доминировать, единолично занимать все пространство, свести остальных к роли зрителей подавляющего и порой даже непристойного спектакля». Этим все сказано.