Париж — Будущее президентство Дональда Трампа, по всей видимости, станет наименее предсказуемым событием современной истории. Но ясно одно: огромные изменения, которые вырисовываются в отношениях между США и Россией, могут изменить всю стратегическую карту мира.
На данный момент отношения между двумя сверхдержавами находятся в своей низшей точке со времен холодной войны. Целая череда кризисов в Грузии, Сирии и на Украине перевела их в плоскость обострения.
Несомненно, победа Хиллари Клинтон ещё более обострила эту враждебность. Все знали, что кандидат от демократов выступала за поставки летального оружия Украине и конфронтацию с Москвой, как в Европе, так и на Ближнем Востоке.
Отмежевавшись от этой позиции, Трамп в ходе своей избирательной кампании заявил о намерении пересмотреть двусторонние отношения. От возможного вектора этих перемен у многих союзников Вашингтона проступает холодный пот, зато вызывает чувство глубокого удовлетворения у президента РФ Владимира Путина.
«Россия будет работать любым американским президентом», — заявил Путин в день выборов. «Потому что США являются единственной сверхдержавой в мире», — добавил он. Российский президент готов восстановить дружеские отношения, но только на условиях подлинного равноправия: «Россия не потерпит, чтобы ее учили, как ей жить», предупредил он.
Учитывая личностные характеристики одного и другого, трудно представить себе, как сложатся отношения между нынешним российским лидером и будущим хозяином Белого дома. «Никому не следует питать особые иллюзии: два альфа-самца никогда не уживаются друг с другом», считает французский политолог Паскаль Бонифас (Pascal Boniface).
На Западе, где Путина демонизируют, прогрессивные издание называют Трампа «американским Путиным». И это верно: оба они по натуре бойцы, не испытывают никаких комплексов, выступают в защиту семейных ценностей, но при этом разводятся, выступают с консервативных и националистических позиций.
«Я вновь сделаю Америку великой», — говорит один. А второй хочет «восстановить величие России».
Путин и Трамп намерены руководствоваться принципами прагматизма во внешней политике. Как посредством диалога, так и при помощи силы, в случае необходимости. Проблема состоит в том, что, хотя их взгляды на мир схожи, но интересы при этом противоположны.
Они даже физически отличаются. Один большой, крупный, телегеничный, выходец из семьи нью-йоркских предпринимателей, умеющий находить общий язык с простым народом. Бывший телеведущий, Трамп уверенно держится на людях и располагает их к себе при помощи юмора.
Российский президент невысокого роста, чопорный и с беспокойным взглядом. Он обладает опытом, иронией и сарказмом человека хитрого и не питающего особых иллюзий.
Объективно, у США и России много общих интересов. Прежде всего, нормализовать положение на Ближнем Востоке и покончить с радикальными исламистами. Затем сдержать аппетиты Турции и бурный рост Китая.
Если США хотят оставаться единственной сверхдержавой, то им понадобится помощь России. Этот стратегический альянс уже давно столкнулся с трудностями в Восточной Европе и Средней Азии.
«Нерешенных вопросов у Вашингтона и Москвы много, — считает Бонифас. — Именно по этой причине нет никакой уверенности в том, что с самой первой встречи оба лидера придут ко взаимопониманию».