Корреспондент газеты Le Figaro встретилась с создателем первого центра «адаптации» для бывших участников террористической группировки «Исламское государство». В первом центре, созданном на севере Сирии, сейчас проходят «перевоспитание» более 60 человек — среди них граждане стран ЕС, в том числе две француженки — мать и дочь…
Центр создан под «крылом» «Свободной армии Сирии» — т.н. «умеренной» группировки, воюющей сразу и с ИГИЛ, и с Башаром Асадом. Корреспондент Le Figaro Дельфин Минуи смогла поговорить с 32-летним Мохаммадом аль-Гхаби, главой одной из бригад «Свободной армии Сирии», который и начал этот эксперимент по «дерадикализации» бывших участников ИГИЛ (запрещенной в России террористической группировки, — прим. ИноСМИ).
Встреча состоялась в расположенном у сирийской границы турецком городке Рейханлы, где живет семья аль-Гхаби и куда он приехал на несколько часов.
Что касается центра по перевоспитанию бывших боевиков ИГИЛ, то он находится в деревне на севере Сирии. Название и точные координаты деревни хранятся в тайне. Тем не менее, Мохаммад аль-Гхаби соглашается показать (без права публикации) несколько фотографий созданного им центра — несколько одноэтажных домиков с решетками, перед которыми несут охрану вооруженные люди.
Впрочем, аль-Гхаби настаивает, что созданный им центр «ни в коем случае не является тюрьмой». И говорит, что решетки и охрана — это лишь минимальные меры предосторожности для того, чтобы уменьшить риски.
Мохаммад аль-Гхаби решил дать ему шанс и после этого удачного опыта решил открыть центр и пригласить психологов, юристов и теологов, которые будут рассказывать «заблудшим овцам» о настоящем исламе. За первые полгода в центре оказалось более 60 человек — «в основном сирийцы, но есть и люди из стран Магриба, и европейцы», говорит аль-Гхаби. Сейчас, на фоне, поражений, которые несет ИГИЛ, число боевиков, желающих сдаться, будет быстро расти, уверен он.
«Сотни участников ИГИЛ хотят сейчас дезертировать», — утверждает Сейф Абу Сакр, командир другого подразделения «Свободной армии Сирии». Впрочем, уйти от ИГИЛ — задача чрезвычайно сложная и опасная. Абу Хуссам (имя изменено), делающий бизнес на переправке людей из горячих точек в более безопасные места, знает об этом очень хорошо. Только что он помог бежать 20-летней француженке по имени Сара, которая ранее приехала в эр-Ракку, чтобы выйти замуж за французского джихадиста. И родила от него. Джихадист погиб в ходе бомбардировки, а она, оставшись одна на руках с ребенком, решила сбежать из ИГИЛ. В ходе побега, который длился 10 дней, женщину в условиях строжайшей секретности перевозили на разных машинах разные люди — от пункта к пункту. Целая спецоперация. «Если бы хоть раз в течение этих десяти дней мы совершили ошибку, все было бы кончено, — говорит “проводник” Хуссам. — Пять человек, замешанных в другом побеге, были казнены игиловцами».
Что касается Сары, то она сейчас надеется пересечь сирийско-турецкую границу и сдаться французским властям.
В центре по «перевоспитанию» джихадистов тоже есть женщины, рассказал Мохаммад аль-Гхаби. Это две француженки, сбежавших в августе из Джераблуса, в тот момент, когда ИГИЛ проигрывал битву за этот сирийский город. Аль-Гхаби показывает фотографии двух голубоглазых женщин — матери и дочери (которой 20 лет). Затем показывает видео: эти женщины, ранее вышедшие замуж за джихадистов, теперь говорят, что ошиблись и устали, и им не терпится вернуться домой, во Францию. «Мы их не задерживаем, — говорит аль-Шаби. — Они могут обратиться к властям своей страны, когда захотят».
Его опыт начали перенимать другие бригады «Свободной армии Сирии» — в городе Аззаз, тоже расположенном рядом с Турцией, бойцы дивизиона Falaq al Cham создали в одном из домов центр временного содержания, в котором содержатся около 300 сбежавших из ИГИЛ. «У нас есть сирийцы, чеченцы, египтяне, тунисцы. Есть 21 женщина, в том числе одна англичанка, есть и дети», — рассказал «Абу Халиль» (боевая кличка), один из представителей дивизиона.
Но признался, что со временем эти пленники становятся для него и его бойцов настоящей обузой. Их все больше, на их содержание нужно все больше денег. Иностранцы, которые пытаются вернуться в свои страны и для этого связываются со своими посольствами и консульствами, просто не получают оттуда ответов. Чтобы как-то облегчить эту ношу, «Абу Халиль» решил использовать бывших игиловцев для участия в боях на стороне «Свободной армии Сирии» — конечно, после того, как они пройдут «полную проверку» и «курс перевоспитания».
Мохаммад аль-Гхаби, впрочем, был категорически против такой практики, считая, что «дезертирам нельзя доверять оружие». Сам он, поговорив с корреспондентом Le Figaro, вернулся на фронт, в Сирию.
Через неделю стало известно, что он подорвался на мине, заложенной игиловцами, и вскоре умер от ран. Один из его боевых товарищей сообщил по телефону, рыдая, что «его дело будет продолжено».