Письмо Сергея Железняка, высокопоставленного функционера путинской «Единой России», в котором содержится призыв к созданию «единой оппозиции Черногории», подтверждает, что грубые нападки Кремля на суверенное государство Черногорию вошли в новую, еще более жестокую фазу.
Репертуар российской имперской политики в отношении Черногории заимствован: антизападные, панславистские и «великосербские» партии, Сербская православная церковь, антинатовские неправительственные организации и СМИ получают открытую финансовую, дипломатическую, пропагандистскую и, по-видимому, агентурную поддержку так же, как так называемые независимые газеты и телеканалы с пронатовской риторикой и американским капиталом и те влиятельные НПО, которые располагают миллионными грантами от институтов ЕС и Америки.
Российские специалисты по неконвенциональной войне, офицеры КГБ в отставке, при поддержке экспертов из Израиля, ставят себе целью создать атмосферу бессилия и страха, чтобы поколебать упрочившееся прозападное общественное мнение и позицию сторонников НАТО, которые поддерживают правительство.
Повторение истории
Знатоки нашей истории считают, что вот уже в третий раз за последние 160 лет Россия организует оппозицию в Черногории, чтобы ограничить нашу государственную самостоятельность и прозападную ориентацию внешней политики. Впервые агенты Азиатского департамента петербургского Министерства иностранных дел попытались нарушить прозападный курс князя Данило, создав большую конспиративную группу, которую возглавляли Джорджие Петрович, председатель Сената, Стеван Перович, племянник владыки Рада, а также Милорад Медакович, секретарь Данило.
Во второй раз Черногория, будучи частью федеративной коммунистической Югославии, попала под удар Кремля, когда черногорские члены Коммунистического информбюро стали главной просоветской фракцией, желавшей предотвратить дистанцирование Тито от Сталина. Сегодня пророссийская коалиция, в отличие от двух предыдущих, очень многолика: помимо командиров-четников, это и провинциальные активисты, и пришлые и местные клерикалы, и квазилевые панслависты, поддерживаемые бывшими сторонниками независимости, новоиспеченными патриотами Черногории и самозваными анархистами.
Профессиональные историки отметили интересную деталь: в ключевые моменты своей политической карьеры князь Данило Петрович-Негош, Иосип Броз Тито и Мило Джуканович пользовались явной или скрытой поддержкой Петербурга и Москвы, но на этапе укрепления государственной независимости они превращались во врагов русских империалистов.
Стратегия
Выражая враждебность, империи забывают о деликатности и секретности: они не скрывают своих претензий и всегда наносят удар в центр, по лидеру мятежной страны, что недавно и произошло с президентом Грузии Саакашвили или президентом Украины Ющенко.
Такой же удар сегодня наносят по Мило Джукановичу с помощью местных соратников, ошибочно полагая, что достаточно убрать председателя правительства, и исчезнет коррупция и многовековой раскол в православном обществе из-за государственного и национального вопроса. В таком духе задуман лейтмотив пропагандистской кампании «Демократического фронта» — «Мы или он», которая является вариацией на тему прежних слоганов четников «Свобода или смерть», «Родина или смерть».
Да, но «вино не то, что было прежде», а Черногория теперь не одинока, как было во времена князя Данило, которого ликвидировали совместными усилиями русские, турецкие и австрийские агенты. В нашей средиземноморской стране русские не могут проехаться на танках, как в Южной Осетии, Абхазии, Приднестровье, Крыму или Донецке. Силовые сценарии здесь осложнены и трудно выполнимы. Единственный эффективный метод для российских специалистов и их местных агентов — обезглавить Черногорию, ликвидировав протагониста прозападной политической ориентации.
Однако на подобную авантюру Кремль не решится, учитывая нынешнюю международную обстановку, а также то, что стратегическая значимость Черногории меньше, чем у Украины, Грузии или Сирии. Так что стоит ожидать, что Россия ограничится так называемой мягкой силой, комбинацией пропаганды с разведывательной и политической работой, хотя и другие сценарии исключать нельзя.
Автократам вроде Путина трудно различать границу, отделяющую рациональное от иррационального. За лозунгами о братской любви и напускным гневом из-за мнимого предательства матушки-Руси кроется холодный имперский расчет, который, правда, базируется на анахроничных геополитических фантазиях 19 века о сферах влияния, и эти иллюзии крайне пагубны для современной российской нации.
Российские специалисты и их местные наемники настраивают «Демократический фронт» на провокации и наглые выступления, поскольку считают черногорское правительство, которое согласилось на передачу наиболее важных ведомств оппозиции, слабым. Однако лидеры античерногорской кампании все больше нервничают, боясь поражения 16 октября, и есть угроза, что они не признают результатов или выдвинут Срджана Милича и Горана Даниловича, который грозится, что выборов не будет вообще.
Вызов Джукановича
Националистические круги Москвы и Белграда, исходя из прошлых выборов, знают, что антинатовские партии без бывших сторонников независимости, SDP и URA, не собираются менять стратегический курс Черногории.
Еще в 2012 году, через владельца газет Vijesti и Dan, они навязали мнимое национальное примирение сербов и черногорцев, от которого национально настроенные черногорцы требуют отречься, как и от тех незначительных прав, которые были завоеваны в 2006 году. Велась упорная работа по расколу блока сторонников независимости, манипулированию личными амбициями бывших соратников Джукановича, а также разочарованием части граждан, связанным с тяжелым экономическим периодом, социальным расслоением, коррупцией, (слишком) долгим правлением партии DPS.
25-летнее правление DPS — это, конечно, европейский раритет, но и Черногория своеобразна. В Европе нет страны с 600 тысячами населения, окруженной агрессивными националистами, которые претендуют на ее территорию, а кроме того, в Черногории всегда было около 40% собственных граждан с неоднозначным или даже враждебным отношением к черногорской государственности.
Продолжительность правления Мило Джукановича объяснить нетрудно: большинство граждан всегда видело в нем единственного сильного лидера, который способен обеспечить политическую стабильность, независимость и прозападный курс Черногории. Политический опыт Джукановича дает им уверенность, что после выборов 1997 года, когда он победил кандидата, которого поддерживал всемогущий Слободан Милошевич, после референдума о независимости 2006 года лидер DPS одержит еще одну победу, которая играет решающую роль для вхождения страны в НАТО.
Так что это последняя большая битва нашего поколения за жизненно важную независимость Черногории.
SDP и URA
Россия, которая находится в конфронтации с ЕС и США, и чья экономика страдает от международных экономических санкций, не будет бросать все силы на Черногорию, однако РФ безжалостно воспользуется нашей слабостью, неправильными оценками и решениями, малодушием, политической возней…
В этом контексте партии SDP и URA сейчас играют роль «Национальной партии» Килибарда во времена отхода Джукановича от «великосербской» политики. Отличие только в том, что Килибарда осознал свои ошибки молодости и вышел на широкий исторический путь, который вернет Черногорию в круг свободных и независимых стран, а Кривокапич и Ракчевич сегодня упорно раскалывают и без того хрупкое прозападное большинство, бесстыдно манипулируя, как будто национальный и государственный вопрос окончательно решен, и таким образом прямо или косвенно укрепляя реакционные, античерногорские и антиевропейские силы.
Ранко Кривокапич пошел по пути, откуда нет возврата: его постигнет разочарование, но сейчас им руководит ненависть к Джукановичу и другим сторонникам независимости, которые не поддержали его ренегатскую политику роспуска правительства и приведения к власти Мандича, Милича и Лекича. Он ожидал переворота 24 октября 2015 года, но у него не хватило смелости открыть двери парламента уличным бунтарям, так что он останется лидером временного правительства, похожего на то, которое было сформировано после «антибюррократической» революции 1989 года. Вопрос только в том, какое количество заблудших единомышленников, которые, несмотря ни на что, следуют за ним в политическое никуда, поддержат его вечером 16 октября.
Жарко Ракшевич, будучи вице-премьером правительства Джукановича в конце 90-х годов, проявлял разумность и ответственность, поэтому его вступление в круг марионеток Москвы и Белграда некоторые старые поборники суверенитета встретили с немалым удивлением. Ракшевич, который в 2000-х стал успешным бизнесменом, вероятно, уязвлен тем, что некоторые другие магнаты, близкие к Джукановичу, заработали больше миллионов, чем он. Если председатель движения URA хоть одну секунду в своей жизни был настоящим противником «великосербского» национализма, эти пекарни, мельницы и отели потеряют для него ценность.
Выбор
Было бы глупо думать, что правительство, в котором, скажем, вместе заседали бы Ракшевич, Милич, Лекич, Б. Бркович, Коневич, Дж. Шабович, Мандич, Данилович, Радулович, Алексич, Вучуроович, сможет договориться, день сейчас или ночь, не говоря уже о таких неоднозначных вопросах, как евроатлантическая интеграция, религиозное образование в школе, косовский вопрос, права меньшинств, политические и военные союзы со странами российского евроазиатского круга…
Всего через год их правления Черногория, как Босния и Герцеговина или Македония, разорвала бы этно-национальные связи и навсегда стала бы политическим калекой. Так что это совсем не борьба за или против позиции одного человека или партии, как утверждает пропаганда на линии субординации Москва — Белград — Подгорица, Это, к сожалению, судьбоносная борьба за то, чтобы Черногория осталась на пути, который приведет ее в лучшее общество.
Если прозападная коалиция не победит на выборах 16 октября, будет уничтожено и обесценено все, что создавалось с 1997 года, и кто знает, какому другому поколению снова представится возможность привести Черногорию, как равноправную и независимую страну, в союз самых процветающих стран западного цивилизационного круга. Но надеюсь, что на следующих выборах будет возможность голосовать за оппозицию партии DPS, а не за оппозицию Черногории.