Стало ли у прибалтов сейчас больше оснований опасаться России? Дональд Трамп заявил, что он не станет без всяких на то причин отражать нападение на Прибалтику. Говорят, что Трамп даже не знает о том, что Россия оккупировала Крым. Многие видят параллели между тем, что русские делали в Крыму, и тем, что им может прийти в голову сделать в Прибалтике.
Но разумно ли проводить подобную параллель? Вот три хороших причины не делать этого.
Во-первых, русские в Прибалтике — меньшинство. В Крыму же, напротив, у подавляющего большинства родной язык — русский, они являются носителями русской культуры (и до присоединения). Никому не следует сомневаться в том, что подавляющее большинство в Крыму приветствовало присоединение к России.
Во-вторых, потому что уровень жизни в Прибалтике значительно выше, чем в России. В Крыму было наоборот: жизненный уровень был существенно ниже российского. И зарплаты, и пенсии сразу же существенно выросли, когда русские присоединили полуостров к себе.
И в-третьих: этнические русские в Прибалтике не хотят присоединения к России.
И позвольте мне назвать последнее: культуру коррупции на Украине и в России.
Летом 2004 года я сидел в ресторане в Ялте в Крыму на Украине. Вдруг входит процессия из восьми человек. Они сидят, едят, чокаются пивом и водкой, прекрасно проводят время пару часов, и уходят, ничего не заплатив. Оказалось, что это был местная санитарная инспекция.
У моего знакомого есть фабрика по производству дверей на окраине Москвы. Несколько лет тому назад на фабрике начался пожар. Он позвонил по экстренному номеру пожарной службы, пожарные машины приехали к фабрике быстро. А потом всё остановилось. «Вода дорогая», — объявил начальник пожарной команды. Делать было нечего, пришлось отсчитывать рубли. Я знаю в России женщин, которые за несколько месяцев до родов вынуждены начинать давать взятки врачам и медсестрам, чтобы быть уверенными в том, что с ними будут хорошо обращаться во время родов.
Знайте, что в то время как Россия в списке наиболее коррумпированных стран, составленном Transparency International, занимает 119 место, Украина занимает 130 (данные на 2015 год). Коррупция на Украине настолько глубокая и всеобъемлющая, что норвежцу понять ее практически невозможно. Если хотите подвести электричество, воду или газ, нужны взятки. К врачу никто без подарка не ходит. Полицейские живут за счет штрафов, которые сами могут назначить. В коррупции участвуют «все», почти у всех рыльце в пуху. Коррупция и культура «ты — мне, я — тебе» передаются по наследству, дети учатся этому с самого детства.
Несколько дней тому назад мы получили еще одно подтверждение тому, как трудно — если не сказать невозможно — искоренить коррупцию на Украине. Михаил Саакашвили ушел в отставку с поста губернатора Одессы. Бывший президент Грузии, которого президент Украины Петр Порошенко взял на работу, чтобы бороться с коррупцией, воспользовался случаем, чтобы выдвинуть резкие обвинения в адрес Порошенко: президент поддерживает два криминальных клана, которые активно противодействуют борьбе с коррупцией.
После обретения Украиной независимости в 1991 году в стране, по большому счету, не было ничего, кроме политиков, у которых в голове было только одно: как бы обогатиться. Парламент Украины стал местом пребывания самых богатых в украинском обществе. (Для сравнения: Сколько депутатов норвежского Стортинга в числе богатейших в стране?) Место в парламенте для многих не что иное, как способ обеспечить себе доступ к взяткам и контактам.
Для многих украинцев Россия — просто земля обетованная. До того, как в 2014 году начала падать цена не нефть, для России был характерен экономический рост и стабильность, о которых украинцы могли только мечтать. ВВП на душу населения в России был в четыре раза больше, чем на Украине. Украина — одна из беднейших стран Европы, она гораздо беднее и Румынии, и Болгарии, стран, которых ЕС считает своим фиаско. А теперь подумайте о том, что Украина во времена Советского Союза производила четвертую часть всей сельскохозяйственной продукции. Сегодня страна далека от такого уровня производства. В том числе, и из-за коррупции, кумовства и отсутствия меритократии.
Именно против этого выступали молодые герои на Майдане. Они не могли мириться с тем, что в сегодняшней Украине образование и честный труд ничего не дают. Их взоры были обращены на Запад, на наше общество, где все равны перед законом и где молодежь может пробиться и идти вперед — безо всяких денег и связей. Сегодня на Украине (и в России), если люди вспоминают одноклассников, то думают о полезных связях. Где это мой одноклассник Иван? Можно ли его использовать, чтобы чего-то добиться? На Украине, в основном, только деньги и связи могут дать тебе положение в обществе или соответствующую работу. Тем не менее, восстание закончилось настолько трагично, насколько это можно было себе представить: оно вылилось в межнациональный конфликт между украинским и русским национализмом. Восстание было просто-напросто подавлено теми, кто выступает под националистическими лозунгами.
После распада Советского Союза и падения коммунистического режима развитие в Прибалтике шло, в основном, в правильном направлении, оно сопровождалось экономическим ростом и стабильностью, во многом благодаря помощи со стороны ЕС. На Украине подобная помощь упала на каменистую почву. России было довольно просто ловить рыбку в мутной воде и вольготно себя чувствовать на Украине. Прибалтика — это нечто иное.