Дональд Трамп любит свой позолоченый пентхаус на Манхэттене. С вершины Trump Tower частный лифт за несколько минут доставляет его в офис на 28 этаже, на Пятой авеню. Во время кампании Трамп часто летел несколько часов, только чтобы провести ночь здесь, в своей постели.
Это изменится, когда 20 января строительный магнат переедет в Белый дом. По сообщениям, он хочет работать из Нью-Йорка хотя бы в выходные дни, но и от этого в ближайшее время ему придется отказаться.
Там останутся его взрослые дети — Дональд младший, Иванка и Эрик — в качестве управляющих его миллиардным концерном. «Мы позаботимся о бизнесе», — сказал Эрик Трамп в первом телевизионном интервью семьи после выборов. «Нам это только в удовольствие».
И, вероятно, они будут получать миллиарды прибыли от сомнительных частных компаний — благодаря их будущей роли инсайдеров в правительстве.
Трамп станет самым богатым президентом США в истории
Концерн Трампа состоит из 515 компаний; когда Трамп вступит в должность, произойдет исторически беспрецедентный конфликт интересов. Тем более что, по сообщениям CNN, он требует для своих детей «допуск к совершенно секретным документам и проектам», самым важным тайнам Белого дома. В таком случае за одну ночь клан получит не только нормативную власть над финансово-экономической сферой, но и будет осведомлен о глобальных событиях, о которых не знают остальные.
Журналист Карл Бернстайн (Carl Bernstein), один из тех, кто обнаружил «Уотергейт», так описал преимущества подобных механизмов: «Я открываю новый бутик в Эр-Рияде, основываясь на том, что я только что услышал на брифинге ЦРУ».
Трамп станет самым богатым президентом США в истории. По оценкам «Forbes», его состояние составляет 3,7 миллиарда долларов в активах, что превышает даже состояние семьи Кеннеди. Другие бывшие президенты выглядят относительно скромно.
Сложные правила для — почти — всех членов исполнительной власти США должны предотвратить конфликт интересов между политическим постом и личной выгодой. К примеру, они не могут владеть акциями в определенной отрасли, если их должность позволяет ею управлять.
Только один человек освобождается от этих правил — сам президент.
Бывшие президенты принимали решение на добровольной основе. В основном они передавали свой инвестиционный портфель в «слепой траст», и управляющий действовал в их пользу, но без их ведома. У других, в том числе у Барака Обамы, были свои деньги на обычных счетах и в активах, о которых они открыто сообщали каждый год.
Трамп хочет сделать по-другому. По словам его адвоката Майкла Коэна, его концерн также должен быть передан в «слепой траст», — но под присмотром детей.
Это размывает все границы. Младшие будут управлять бизнесом, который ведет дела с государством, на которое они могут влиять. Они не только могут присутствовать на закрытых встречах, но теперь они входят в команду, которая занимает все новые должности.
Рука руку моет?
Пример: Новый Trump International Hotel в Вашингтоне, здание которого раньше было почтой. За элитную недвижимость недалеко от Белого дома, он платит правительству три миллиона долларов аренды в год, но скоро Трамп станет своим же арендодателем. Строительство стало возможным благодаря кредиту Deutsche Bank на сумму 170 миллионов долларов — один из многих финансовых конфликтов холдинга Трампа с учреждениями в стране и за рубежом.
Связь с Deutsche Bank еще более взрывоопасна. Когда Трамп станет президентом, за ним останется последнее слово в отношении судьбы его кредитора, который должен заплатить Соединенным Штатам $ 14 млрд штрафа. Заявления Трапа о финансовом секторе, который он хочет дерегулировать, порождают надежду. Снисхождение государства в обмен на более выгодные кредитные условия — рука руку моет?
Одна лишь возможность такого смешения политики и бизнеса посеет вечные сомнения в решениях Трампа. «Это станет для него постоянным препятствием», — сказал корпоративный юрист и эксперт по этике Кен Гросс газете «New York Times». «Даже если он действует в общественных интересах, его будут подозревать в продвижении своих бизнес-интересов».
Однако, до сих пор в лагере Трампа нет никаких признаков того, что он стремится хотя бы на время отстранить детей от управления холдингом. «Тогда он в принципе сделает их безработными», — пожаловался экс-мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, близкий советник Трампа и предположительно один из кандидатов на пост министра иностранных дел. «И это приведет к новым проблемам».