Дональд Трамп способен более или менее самостоятельно саботировать будущее Украины. Если Трамп выполнит то, о чем говорил или на что намекал в своей предвыборной кампании, стране в скором времени придется несладко. Но Швеция может помочь Украине, расстроив российские газовые планы на Балтике.
Большая часть мировой политики ждет сейчас ответа на один ключевой вопрос: к каким альянсам и соглашениям готов новый американский президент, через два месяца въезжающий в Белый дом?
Если при Трампе США перестанет осуждать аннексию Крыма и войну на востоке Украины и упразднит антироссийские санкции, то Владимир Путин получит зеленый свет. Без американского вмешательства он удержит Крым и продолжит подрывать украинскую независимость, помогая сепаратистам в восточных частях страны. Пока до этого не дошло, однако беспокойство и неуверенность в будущих действиях Дональда Трампа наложили свой отпечаток на тон совместной пресс-конференции президента Украины Петра Порошенко и премьер-министра Швеции Стефана Лёвена (Stefan Löfven) в Русенбаде в понедельник.
И Лёвен, и украинский гость подчеркнули, что антироссийские санкции должны продолжаться, пока не выполнены все пункты Минского соглашения о перемирии. Порошенко горячо отозвался об идее продлить санкционное время до одного года вместо нынешних шести месяцев. Он хорошо понимает, что единство внутри ЕС дало трещину, а в следующий раз решение о продлении санкций надо будет принимать в январе.
До сих пор США и Европа были солидарны в вопросе политики антироссийских санкций, а также во взгляде на крымскую ситуацию и действия России на востоке Украины, где ситуация по-прежнему находится в тупике. Но самая актуальная проблема — исключительно зловещие сигналы со стороны Дональда Трампа. Будущий президент зашел так далеко, что выразил готовность признать присоединение Крыма к России, хотя Путин внес эти изменения на карту военными средствами и вопреки международному праву.
«Не могу себе этого представить», — ответил Порошенко на вопрос, что будет, если Трамп действительно сделает все то, о чем говорил.
Но в предвыборном интервью с сотрудником телекомпании ABC Джорджем Стефанополусом (George Stephanopoulos), который прежде работал в Белом доме с Биллом Клинтоном, Трамп заявил, что «Путин не войдет на Украину, вы же понимаете». На логичное возражение, что Россия «уже там», Трамп лишь пожал плечами со словами «в определенном смысле».
«Я хочу, чтобы русские войска ушли из моей страны», — подчеркнул Петр Порошенко в Русенбаде.
То, как Трамп плавает в области международного права, можно сопоставить с совместной декларацией Барака Обамы и Стефана Лёвена после визита в Белый дом в этом году. В декларации говорилось о попытках России «дестабилизировать Украину» и о «незаконной оккупации Крыма». А высказывания Трампа относятся к иному измерению.
Казалось, украинский президент от всей души благодарен правительству Швеции за поддержку в деле реформ и борьбы с масштабной коррупцией в стране, как и за то, что Швеция стоит в ЕС за продление антироссийских санкций.
Но есть еще один вопрос, который также сыграет важную роль в борьбе за будущее Украины. Это российская газовая политика.
Когда американский вице-президент Джо Байден (Joe Biden), ныне покидающий этот пост, побывал в Русенбаде, он назвал новый трубопровод «Северный поток-2» «плохой идеей для Европы». Причина в том, что увеличение пропускной способности газопроводов в Балтийском море упростит для российского режима задачу лишения Украины доходов за счет транзита российского газа в Европу.
Позиция новой администрации Трампа по газовому вопросу пока не известна.
Но президент Порошенко высоко оценил бы усилия коалиционного правительства социал-демократов и «зеленых» в деле помощи Украине, если бы Швеция сумела выбить из рук Путина газовое оружие, прежде чем тот договорится с Трампом. Но это значит, что Швеция должна действовать жестче в отношении «Северного потока-2».