В понедельник Владимир Путин и Дональд Трамп по телефону обсудили Сирию и сошлись на том, что, как сообщает Кремль, «необходимо объединить усилия в борьбе с общим врагом номер один — международным терроризмом и экстремизмом». Часом позже Россия и ее сирийские союзники начали новые массивные бомбардировки восточной части Алеппо и других территорий, удерживаемых повстанцами. Совпадение? Вряд ли, учитывая все, что нам известно о господине Путине.
В Алеппо нет сил «Исламского государства» (запрещенной в России террористической организации), хотя Трамп об этом, похоже, не знает. Но, по последним оценкам, там остаются до 250 тысяч мирных жителей, и ООН сообщает, что последний раз они получали гуманитарную помощь с продовольствием еще на прошлой неделе. Еще там находятся силы повстанцев, которых до недавнего времени обучали и снабжали США и их союзники. Также там есть группировки, связанные с «Аль-Каидой» (террористическая организация, запрещена в РФ). С июля они остаются в окружении сирийских и иранских сил, а также ополченцев-шиитов, и Башар Асад выдвинул им тот же ультиматум, что и повстанцам в других захваченных регионах: сдавайтесь или умрите от голода и бомбардировок.
Очевидная цель Путина — поддержать режим Асада и за два с половиной месяца переходного периода между двумя президентами США помочь ему захватить город, а также, вероятно, другие регионы под властью повстанцев. Если ему это удастся, то результатом может стать тяжелейшая гуманитарная катастрофа войны, в которой 400 тысяч человек уже погибли от бомб, химического оружия, пыток и прочих злодеяний. Похоже, ни уходящий американский президент, ни его преемник не горят желанием принимать меры, чтобы предотвратить эту трагедию.
На пресс-конференции в понедельник один журналист спросил президента Обаму про Алеппо. Журналист указал, что США вмешались, чтобы предотвратить аналогичную ситуацию при штурме Бенгази в Ливии. «Нам не доступна такая возможность», — ответил Обама, который недавно выделил несколько способов сделать это, например, при помощи нейтрализации сирийских военно-воздушных сил. Он добавил, что администрация продолжит настаивать на создании «безопасных гуманитарных районов и зон прекращения огня», а потом признал, что потерпел неудачу.
«Я признаю, что это не сработало», — сказал он.
Честность всегда приветствуется, но очевидная готовность Обамы в свои последние недели на президентском посту беспомощно наблюдать, как сотни и тысячи людей погибают от голода и бомбардировок, выглядит морально жалкой. Такое поведение лишь увеличит невыводимое сирийское пятно, которое он оставит после себя.
А Трамп, в свою очередь, практически дает Владимиру Путину зеленый свет на продолжение зверств. Мы не знаем деталей того, что было сказано в разговоре с российским правителем, но в интервью с Wall Street Journal в пятницу новоизбранный президент повторял, что «Сирия бьется с ИГ, нужно избавиться от ИГИЛ. Россия сейчас полностью единодушна с Сирией».
Повторим, в Алеппо сирийский режим сражается не с «Исламским государством». С помощью России и Ирана он бомбит и держит в осаде своих собственных граждан. Отказавшись дать разрешение на поставки гуманитарной помощи и целясь в больницы, он умышленно совершает преступление против человечества.
«Не думаю, что кто-то хочет голодной смерти четверти миллиона человек на востоке Алеппо», — подчеркнул Ян Эгеланн (Jan Egeland), глава оперативной группы ООН по гуманитарным вопросам. Но он ошибается. Этого хотят режим Асада и Путин. Обама не хочет это предотвращать, а Трамп в лучшем случае равнодушен.
Комментарии читателей:
Merrikat 16.11.2016
«Сирия и Ливия долгое время были государствами-клиентами СССР, и нынешний хаос проистекает из диктатур, которые поддерживала Москва. Да, Обама оказался неспособен распутать там все узлы. Уверена, что президент Трамп проделает лучшую работу в области международных отношений. Как только выучит географию и найдет людей, с которыми будет работать».
Brendan Fitzsimons 16.11.2016
«Вы шутите? Нынешний хаос в Ливии напрямую связан с уничтожением Западом правительства Каддафи. А сочетание западной поддержки сирийских „повстанцев“ и вторжения в Ирак создало ИГИЛ и нынешний хаос в Сирии».
Torionne 16.11.2016
«Эти „повстанческие силы“ на севере Алеппо заблокировали гуманитарную помощь и обстреливали гуманитарные коридоры, все попытки переговоров с ними провалились. Они без разбора обстреливают и другие части Алеппо, сохраняющие верность властям, и казнят любого, кто пытается бежать из подконтрольных им областей. WP, просто скажите: там нет „умеренных“ и оппозиции. Они просто-напросто террористы, использующие мирных жителей в качестве щита, ничем не лучше ИГ в Мосуле. Кто-то просто не может принять тот факт, что его налоговые деньги пошли на помощь радикальным исламистам, а не мирной демократической оппозиции».
jgt2 16.11.2016
«Вы не понимаете. Повстанцы в Мосулы — это пена ярости изо рта исламских фанатиков, а повстанцы в Алеппо — борцы за свободу и поклонники демократии. Их нельзя сравнивать только потому, что и те и другие убивают христиан и другие меньшинства, с удовольствием угнетают женщин и получают финансирование от Саудовской Аравии и Турции».